Самые необычные и удивительные православные храмы крыма. Святые места Крыма: храмы, места паломничества, исцеляющие места Храм императора александра 2 в крыму

Александр 2 в Крыму

«Война молчит и жертв не просит;

Народ, стекаясь к алтарям,

Хвалу усердную возносит

Смирившим громы небесам.

Народ - герой! В борьбе суровой

Ты не шатнулся до конца;

Светлее твой венец терновый

Победоносного венца!»

Некрасов.


Несколько дней горел Севастополь. Только к тридцатому августа стали понемногу утихать пожары и взрывы. Союзники, занявшие Малахов курган и Корабельную сторону, не решались первые дни заглядывать в город. Он представлял из себя пустыню и груды развалин.


При занятии Севастополя союзники нашли там около 4 000 пушек, которых, к сожалению, не могли увезти наши войска, 600 000 ядер, бомб и картечи, 630 000 патронов и около 16 000 пудов пороху. Этим порохом они взорвали наши замечательные сооружения, сухие доки, - нашу гордость и украшение.


Доки эти находились в конце Корабельной бухты. В камне иссечен был бассейн, в 400 футов длины, в 300 - ширины и 24 фута глубины. Для поправки разного ранга кораблей сделано было пять отдельных доков, отделявшихся шлюзами. Три главных шлюза были в 58 футов ширины. Вода в доки проведена была из Черной речки. Постройка этих замечательных доков стоила более пяти миллионов рублей.


Разгуливая по городу, победители уничтожили и испортили все более дорогое и ценное. Но они не захотели устроиться в Севастополе, а остались на своих прежних биваках, оставив в Севастополе несколько батальонов.


С отступлением наших войск на Северную сторону и с занятием союзниками развалин Севастополя обе воюющие стороны стали укрепляться на новых местах. Как мы, так и союзники строили новые укрепления и батареи, изредка поддерживали перестрелку. Между тем, шли переговоры о мире.


В это время славная армия была обрадована пролетевшим по ее рядам известием о скором прибытии в Крым государя императора Александра II. Неприятель в это время намеревался двинуться со своим флотом и осадить Николаев. В Николаев прибыл государь император и лично следил за ходом оборонительных работ; Город энергично и быстро укреплялся.


Высокое, неоцененное внимание выказывал государь на каждом шагу крымской армии. Ежедневно посещал он госпитали и лазареты, как отец заботился о раненых и больных воинах, награждал отличившихся, и никому не было отказа в просьбах. Желая видеть поскорее войска славной армии, государь приказал все морские экипажи и некоторые полки двинуть в Николаев. И не было самой маленькой команды, к которой сам царь не выезжал бы навстречу, при вступлении в город. Это были трогательные, незабвенные минуты. Государь встречал со слезами на глазах защитников Севастополя. Необыкновенно милостивыми, задушевными словами он благодарил войска за их славную службу престолу и отечеству. Въезжая в средину рядов, государь разговаривал и ласкал почти каждого солдата, каждого матроса.

28 октября государь в сопровождении Великих Князей-севастопольцев и огромной свиты посетил крымскую армию. Император прежде всего проехал в Бахчисарай.


В два часа дня колокольный звон бахчисарайской церкви и радостные крики собравшейся толпы народа возвестили о прибытии Государя. У входа в церковь государь встречен был духовенством с крестом и святой водой.


Из Бахчисарая его величество изволил выехать для осмотра десятой дивизии. Войска, только что пришедшие из Севастополя, ожидали государя.

Я горел нетерпением видеть мою храбрую крымскую армию! - воскликнул растроганным голосом государь.


Неумолчным, перекатным криком раздалось восторженное «ура!» Государь пронесся по рядам и, остановясь посреди войск, махнул рукой. Музыка и крики восторга замолкли.

Благодарю, ребята, за службу! - воскликнул царственный полководец. - Благодарю! Именем покойного государя, именем отца моего и вашего... благодарю вас.

Ура! Ура! - загремело снова.

Государь продолжал со слезами на глазах:

Я счастлив, что имею возможность лично благодарить вас за вашу геройскую службу. Давно это было моим желанием!


Не пересказать словами, что произошло после этих слов: крики восторга, благодарности и готовности умереть. Государь сошел с лошади и пошел по батальонам. Много сердечных слов участия, внимания, благодарности было произнесено милостивым царем. Подойдя к камчатскому полку и заметив, что в строю всего один батальон, государь спросил о причине. Командующий полком ответил, что другой батальон - на аванпостах.


Один батальон камчатцев стоит четырех.

Осчастливленные камчатцы отвечали радостными криками.


«Тут же его величество изволил заметить под знаменем двоих унтер-офицеров, - пишет очевидец. - Один был старик, другой - молодой. Высоченного роста, с георгиевскими крестами, с французскими саблями у пояса, вместо тесаков, и с пистолетами за поясом, эти богатыри были как две капли воды похожи друг на друга».


Как фамилия? - спросил их государь.

Михайловы. Отец и сын, ваше величество, - в голос ответили унтер - офицеры.

Отчего вы так вооружены? - снова спросил император.

Нам пожалованы сабли князем Васильчиковым за храбрость нашу, - отвечали Михайловы.

Вы волонтеры? - опять спросил государь.

Так точно, ваше величество. Мы добровольно пришли из новгородских поселений в Севастополь, желая умереть за ваше величество и за веру православную.

Спасибо вам, ребята, за хороший пример! - сказал император. - Спасибо вам! Не забуду вас. Приходите ко мне в Петербург.

Благодарим покорно, ваше величество, - отвечали молодцы.


Великие Князья удостоили особенного внимания Михайловых, рассматривали их сабли, пистолеты, расспрашивали о последнем штурме, в котором оба героя принимали участие и оба были легко ранены и не вышли из строя.


После церемониального марша государь вызвал всех офицеров и сказал:

Благодарю вас за то, что вы всегда впереди!

Не пощадим себя, государь! - кричали со всех сторон офицеры.

Затем император обращался ко всем начальникам и для всех находил милостивое слово.

Благодарю тебя за третий бастион, - сказал государь генералу Павлову и протянул ему руку.


Осмотрев войска, расположенные на Алме, Каче, Бельбеке и в Байдарской долине, государь со всеми говорил ласково, милостиво всех благодарил. Он принял от офицеров их скромное угощение - завтрак, и все были так счастливы. Казалось, что отец находится между своими детьми.


По отъезде из Крыма, государь осчастливил войска новым милостивым приказом и установил медаль. «В память знаменитой и славной обороны Севастополя я установил для войск, защищающих укрепления, серебряную медаль на георгиевской ленте для ношения в петлице. Да будет знак этот свидетельствовать о заслугах каждого и вселять в будущих сослуживцах ваших то высокое понятие о долге и чести, которое составляет непоколебимую опору престола и отечества».


В начале 1856 года начались мирные переговоры. Заключено было перемирие.


Долина Черной реки ожила после заключения перемирия. Везде виднелись красные мундиры, английские, французские, и наши родные серые шинели.


Французы, англичане и наши солдаты сходились в долине Черной реки и мгновенно заводили знакомство, смеялись, тараторили, менялись деньгами, кольцами, различными мелкими вещами. Союзников занимали наши деньги: каждый хотел иметь на память о России монету. Наших же солдатиков более занимали какая-нибудь уморительная глиняная трубка в виде головы, в исторической шляпе, или беленькая носогрейка (известное изделие сент-омерских фабрик, десятками миллионов в год расходившееся но белому свету).


По всей долине бродили охотники: дичи было множество, и поминутно раздавались выстрелы. Вот упала убитая утка в нашу сторону; услужливый русский солдатик тотчас отыскал ее и перебросил убившему, показывая при этом разные любезные жесты и говоря на французском языке собственного изобретения.


Толпы французов и англичан гуляли по берегу, высматривая русских и все русское. В этих толпах бродили сотни корреспондентов разных газет, подмечая каждый шаг, улавливая всякую фразу, изучая всякое движение.


Многие приезжали сюда верхом, в одноколках и в других экипажах. Лишь только остановятся и перекинутся словечком француз и русский, сейчас около них соберется толпа. Все так любезны, вежливы.


18 марта 1856 года были подписаны в Париже мирные условия. По этим условиям русские не имели права держать флот на Черном море. После ужасной, кровопролитной войны мир принят был с восторгом.


Союзники обнимались, целовались, поздравляли друг друга и не мало выпивали.


В Камыше загремели выстрелы с флота, и на кораблях развевались флаги французские, английские, турецкие, сардинские и. даже русские. Салютовала артиллерия, гремели выстрелы повсюду.


Союзники положительно наводняли русский лагерь: приходили толпами, чуть ли не целыми полками, конечно, без оружия, лезли к русским с любезностями, звали к себе. Приходилось их угощать.


Тяжело было вернуться русским в родной, дорогой сердцу Севастополь. Особенно горестно было ступить на землю Корниловского бастиона.


«Горько было на сердце, - пишет участник войны, - когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, облитую кровью моих друзей и собратий. Всюду валялись обломки оружия, обрывки амуниции, туры, фашины. Привидением казался мне Малахов курган. Ноги дрожали, дух замирал. Мне казалось святотатством безопасно проходить по этому месту. Во многих местах наружный ров кургана обвалился. На месте, где взбежал на курган Мак-Магон, перекинут через ров мостик. По тому месту, где соединена с курганом «куртина» и по которому проникли в курган первые неприятельские войска, проложена дорога. Мы поехали по этой дороге и опять-таки с крестным знамением вступили в лабиринт полуосунувшихся траверзов, покрывающих курган. Малахов курган со стороны Севастополя трудно узнать, в такой степени он изменил наружный вид свой: его прежние укрепления, ныне обращенные к нашей стороне, совершенно переделаны. О, какое ужасное чувство наполняло грудь при этом посещении! Прошлое казалось тягостным сном. Давно ли мы сюда прибегали на тревогу?.. Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулев?.. Давно ли здесь повсюду были видны русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и думать не мог, что будут здесь другие властители и сами явимся здесь гостями. Нет, здесь невыносимо тяжело. Скорее домой, чтобы не видать французского флага на истерзанной башне Истомина, свидетельнице стольких подвигов нашей славы и стольких смертей наших героев...»

Пошли и наши полки домой. Наступили дни радостных свиданий тех счастливцев, которые остались в живых. Но каково было тем несчастным матерям, женам, которые издали смотрели на счастье других и сами рыдали о далеких могилах в Севастополе!


Много было этих могил, и не было уголка в России, где бы не проливались горькие слезы.


Во всех городах севастопольцам устроили торжественные встречи; встречали с крестами, с хлебом-солью, с колокольным звоном. Особенной торжественностью отличалась встреча Москвы;

Черноморцы вступили в Москву через Серпуховскую заставу, разукрашенную флагами, лентами, зеленью.


Еще накануне в Москву собрались сотни тысяч народа. Пришли, приехали из соседних сел, деревень, из всех ближних городов.

Накануне из Петербурга приехали морские офицеры, чтобы раздавать солдатам медали. В восемь часов утра показались черноморцы, славные защитники Севастополя. В старых, истертых шинелях, с загрубевшими, черными лицами, с грудью, украшенной медалями и георгиевским крестом, медленно двигались они усталые, измученные.


Встрепенулись все русские сердца при виде этих родных героев. Никто не мог быть в эти минуты спокоен. Что-то неотразимое влекло всех к ним, выстрадавшим свою лучезарную славу... Хотелось пожать их руки, обнять, плакать... Все волновались.


Голубчики наши родимые! Мученики, - пробегало шепотом в толпе.

Загремело громовое: «Ура! Ура!»


Черноморцы остановились. Вперед вышли уполномоченные от Москвы: Кокорев и Мамонтов. Они держали на серебряном блюде огромный каравай хлеба.


Все смолкло. Настала мертвая тишина. Кокорев передал хлеб-соль офицерам и громко воскликнул:


Служивые! Благодарим вас за ваши труды, за кровь, которую вы проливали за нас, в защиту веры православной и родной земли! Примите наш земной поклон!


Кокорев стал на колени и поклонился в землю. Мамонтов и все сопровождающие их сделали то же. И весь народ упал на колени и кланялся севастопольцам. Восторженно, радостно, шумно и величественно встречала Москва героев-защитников. И вся Русь сливалась во единую радость с Первопрестольной и покрывала неувядаемой славой защитников Севастополя.


К.В. Лукашевич


Фото красивых мест Крыма

Здание Александро-Невского собора связано с историей рождения губернского центра начала его застройки и являлось одним из первых монументальных сооружений города Симферополя.

Храм был любимым местом посещения горожан - здесь располагалась кафедра архиепископа. Современники отмечали, что Александро-Невский собор отличался святителями, восседавшими на кафедре, их причисляли к лицам первой величины в Российской церковной иерархии. Проповеди архипастырей Иннокентия, Алексия, Гурия, Гермогена, Пуки и др. известных епископов воодушевляли прихожан на добрые дела и были образцом духовного ораторского искусства.

Идея возведения в Симферополе соборного храма восходит к 1787 году - времени посещения Екатериной II губернского города. Бедность и теснота приспособленного под храм татарского домика поразили императрицу, и она изволила выразить князю Потемкину свою волю о построении в Ак-Мечети соборного храма для постоянных жителей и приезжих греков. Однако смерть Потемкина (1791 г.), затем Екатерины (1796 г.), отложили строительство собора надолго. Дело сдвинулось с мертвой точки в августе 1804 года. Протопоп Никита Петровский, известный своей храбростью во время взятия Измаила, обратился к Таврическому губернатору Мертваго с просьбой о постройке храма. Аналогичное прошение Мертваго к императору Александру I было удовлетворено, и губернским архитектором Карасевым был разработан проект будущего собора, сметная стоимость которого определялась в 81 тыс. 529 руб.


Предполагалось построить храм «во имя Св. Благоверного великого князя Александра Невского на новом месте близ присутственных мест». По преданию, это место определил Петр Симон Паллас. Однако проект Карасева признан министром внутренних дел Кочубеем посредственным, и в основу сооружения храма лег проект петербургского архитектора П.И. Руска, разработанный зодчим в классических формах. Простота композиции, главенствующая роль ордера, торжественность, изысканность пропорций характерны были для этого церковного здания, оформленного с четырех фасадов шестиколонным портиком. В начале мая 1810 года при многочисленном стечении народа состоялись освящение места и закладка храма. Его возводили на берегу Салгира, в Александровском редуте, укрепленном крепостными стенами лагере, «сооруженном во время военных действий генералиссимусом князем Италийским графом Суворовым-Рымникским, бывшим тогда командующим в Крыму генералом». Как впоследствии оказалось, месторасположение храма выбрано не совсем удачно - на косогоре, окруженном рвами, с обрывами в южной своей части.

Строить собор подрядились иностранные мастера - французы П. Николаи, И. Ферри, Б. Латти, оказавшиеся самыми заурядными «шабашниками». По контракту подрядчики обязались построить храм, изготовить иконостас, алтарное устройство и одновременно провести ремонтные работы по укреплению Суворовского редута (вала, рвов, каменных мостов с воротами). За постройкой храма надзор осуществлял губернский архитектор Мартьянов, а городничий Касанчич информировал МВД Санкт-Петербурга о ходе строительства. Одновременно В Петербургский иконописный цех К. Венедиктова был направлен заказ на написание икон Христа Спасителя, Богоматери, св. Апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова; на северные и южные дверные полотна - св. Архангела Гавриила и св. Архангела Михаила. Всего за 2 месяца работы К. Венедиктов выполнил 30 икон стоимостью 2100 руб, они были признаны отличного качества и отправлены в Симферополь.

Строительство собора продвигалось крайне медленно - не хватало средств. За 1811 год стены были возведены вчерне только до капителей. В 1812 году из-за начавшейся Отечественной войны постройка храма была законсервирована. Через год здание имело крайне неприглядный вид: сильная буря снесла всю кровлю, стройматериалы расхищены, песок и известь развеяны ветром. В таком состоянии храм простоял еще 4 года. В 1816 году Высочайше созданная комиссия сделала заключение - храм необходимо разобрать до основания «в виду глубоких трещин и ослабленных конструкций». В Симферополь был командирован губернский архитектор города Полтавы М. Парадисов, который подтвердил выводы комиссии о сносе храма и переносе строения на удобное и отдаленное от Салгира место. Карательные меры последовали незамедлительно. Все члены Симферопольской строительной экспедиции отданы под суд, дело же передано в Сенат для взыскания с виновных всех казенных убытков. На имения губернатора А.М. Бороздина наложен арест.


В 1817-1819 годах храм дал новую трещину, а южная стена здания на обрыве к реке Салгир угрожала скорым падением. Первый этап сооружения собора закончился. Впереди были новые предложения.

Нужно отметить, что Симферополь, заложенный на свободных землях в 1784 году как административный центр

Таврической губернии, должен был развиваться по «регулярному» плану и своим архитектурным обликом отражать соответствующий уровень русской градостроительной культуры конца XVIII - начала XIX века. Утвержденный план города являл собой пример логически разумной, парадной и торжественной архитектурно-пространственной организации. Роль композиционного акцента отводилась полуциркульной площади, в центре которой намечалось место собора. Условия вновь строящегося города с просторными участками предполагали проект нового здания церкви со свободной посадкой. Проект соборной церкви был разработан в строительном комитете МВД Санкт-Петербурга после долгих раздумий о судьбе первого храма в Александровском редуте. Строительный комитет полагал, что возвести церковь необходимо на обширной площади перед редутом, между зданиями присутственных мест и полицейским управлением. Задача строителей Александро-Невского храма была такова - воздвигнуть в центральной точке нового города Симферополя мощный архитектурный объем, который служил бы главной объемной осью по отношению ко всей застройке.


В разработке проекта участвовали два талантливых архитектора - член строительного комитета МВД, титулярный советник И. Шарлеман и известный зодчий, титулярный советник И.Ф. Колодин. По смете первого проекта на постройку требовалось 237 185 руб. 95 коп., второго - 198 2 10 руб. 10 коп. Проект Шарлемана отвечал всем требованиям архитектуры зрелого классицизма, к первой половине XIX века достигнувшего своего наивысшего расцвета. Торжественностью, изысканностью пропорций, главенствующей ролью ордера отличался проект И. Шарлемана, утвержденный государем в 1821 году. Император Александр I пожертвовал на строительство храма большую сумму, да и место будущей постройки, по преданию, тоже указано им.

Уточнения и корректировка проекта Шарлемана на месте предполагались министерским архитектором МВД в лице И.Ф. Колодина, направленного в Симферополь для архитектурного надзора. Еще два года потребовались для разрешения всех задач сооружения собора в Симферополе, и уже в 1822 году граф Кочубей сообщал Таврическому губернатору Н.И. Перовскому о высочайше утвержденном проекте, составленной смете (с употреблением старого материала из разобранной церкви) на сумму 2 18 тыс. 965 руб. и о выборе архитектора И.Ф. Колодина для архитектурного надзора за строительством Александро-Невского собора, присутственных мест и других построек Симферополя. И.Ф. Колодин вместе с помощником Я. Колодиным, техником Абрамовым прибыли в Симферополь. В присутствии Таврического губернатора А.Н. Баранова, всех членов строительной экспедиции, губернского архитектора Лиммермана и понятых граждан был составлен акт о несостоятельности прежней постройки - непрочности стен храма, колонн, отсутствии «железных связей» и необходимости разборки сооружения. Участок первого храма был приобретен предводителем дворянства С.Е. Нотарой и протоиереем Василием Чернявским (впоследствии их дома принадлежали духовному ведомству, в первом - помещалось архиерейское подворье, во втором - духовная консистория; ныне на этом месте располагается гостиничный комплекс «Украина»).

В Симферополе архитектору Колодину предстояло строить Александро-Невский собор (1829), губернские присутственные места, заканчивать возведение странноприимного дома Таранова-Белозерова (1827), перестроить Свято-Троицкую церковь (1865), проектировать и возводить дом гражданского губернатора (1835).


Члены строительного комитета в составе архитектора И.Ф. Колодина, губернского архитектора Лиммермана обследовали новое место посадки собора. В результате осмотра оказалось, что здесь остались следы Суворовского редута, тайные подземные ходы, потому пришлось закладывать фундаменты гораздо глубже положенного по смете. Колодин на месте разработал план фундаментов и привлек для работы рядовых Таврического гарнизонного батальона. Первоочередной своей задачей Колодин считал набор опытных рабочих - специалистов разных профессий. С этой целью приглашали мастеровых людей из различных губерний России: 10 каменщиков прибыли из Санкт-Петербурга, плотники - от петербургского купца Терехова. Из Курской губернии также привлекли каменщиков и плотников. Сняли 10 лучших каменщиков-реставраторов из Бахчисарайского Ханского дворца. В строительстве участвовали и рядовые Таврического гарнизонного батальона. История сохранила имена квалифицированных плотников Курской губернии Степана Никифорова, Корнея Сомова, Ивана Анохина и других.

И.Ф. Колодин вел дневник строительных работ и постоянно информировал гражданского губернатора о ходе сооружения храма (дневник работ сохранился в госархиве АРК). Так, в декабре 1822 года Колодин сделал следующую запись в журнале за два месяца (с 1/XI по 1/I 1823 года) выполненных подрядных работ:

1. Поставлены наружные леса для сломки старой церкви.

2. С 3-х порталов храма сняты каменные колонны с базами.

3. Вчерне закончена квартира для рабочих и построен сарай для складирования материалов.

12 марта 1823 года, в годовщину восшествия на престол императора Александра I, после совершения Божественной Литургии в Петропавловской церкви процессия с крестным ходом прибыла на место закладки храма, и преосвященный Иов освятил место. Губернатор Перовский пополнил выгравированную медаль с планом и фасадом церкви в специально подготовленный камень, затем принял от архитектора инструменты, раствор и собственноручно исполнил ритуал закладки кирпича, после чего мастера приступили к работе.

Александро-Невский собор строили всем миром. Татары деревень Карагач, Мангуш, Чокурча и Балточекрак возили бутовый камень. П. Михайлов и турецкоподданные греки Константин Сава, Георгий Сава, Ени Тодора-Салюс и Ени Апостол заключили контракт по доставке камня для капителей, колонн, пилястр, архитрава, фриза, карнизов и др. деталей, которые Колодин предложил выполнить в технике тески, без оштукатуривания, как предполагал проект Шарлемана. В 1825 году на контрактной основе договорились с искусным кровельщиком из Карасубазара - мещанином Петром Бобровским и Карлом Ритером - о покрытии крыши храма листовым железом с последующей окраской кровли в зеленый цвет. Эти мастера обязались изготовить 5 металлических крестов из железа и 5 подкрестовых яблок, покрыть их медью и вызолотить червонным золотом. На 4-х малых куполах были сделаны тумбы - подставки под кресты. В течение 1824, 1825 и 1826 годов строительство собора шло успешно. Возведение монументального здания требовало большого количества опытных рабочих, которых продолжали брать «по найму и подрядом с выгодными ценами». В конце 1826 года архитектор Колодин сделал письменное заявление о дополнительном финансировании, и министр Панской исходатайствовал у императора на окончание храма еще 40 697 рублей 12 коп. Передержки сметы, естественно, были. Колодин мотивировал это следующими причинами: при разборке старой церкви из-за ветхости использовано меньше стройматериалов, чем предполагалось, фундаменты требовали больших затрат, все декоративные детали (карнизы, пояски, дентикулы и др.) выполнялись из тесаного камня, в конструкции корпуса храма Колодин ввел «железные связи», кирпич и штучный камень. Колонны с базами и капителями вытесаны из камня. Барабан основного купола стянут железными кольцами со скобами, для малых 4-х куполов использованы железные кольца на продольные связи, на фронтоны - под перемычки.


Колодин ввел железо в колонны, арки, применил пироны на всю высоту антаблемента. Модули, кронштейны тоже были сделаны из листового железа. На аттике фасадов церкви Колодин предложил сделать сечение не из камня, а из листового железа. Все это оправдало себя в будущем (так, в 1927 году во время сильного землетрясения здание собора не пострадало).

Нужно было позаботиться об оснащении храма колоколами и церковной утварью. Екатеринославская Духовная Консистория решила упразднить Петропавловский собор с тем, чтобы ризницу, утварь, колокола перенести в новый храм. В 1829 году из старого Петропавловского городского собора перенесены 7 колоколов, весом 193 пуда, оцененных в 9625 руб. Больший из колоколов имел 104 п., самый малый - 20 ф. В 1886 году на пожертвования Таврического духовенства приобретен новый колокол весом в 470 пудов. Вместе с этим колоколом московский фабрикант П.Н. Финляндский пожертвовал от себя еще два малых колокола весом по 10 пудов. Эти 3 колокола стоимостью до 90 тысяч рублей серебром были подняты на колокольню 17 августа 1886 года.

3 июня 1829 года в день Сошествия св. Духа при многочисленном стечении народа соборный однопрестольный храм во имя Благоверного князя Александра Невского был освящен преосвященным Гавриилом. Протоиерей Василий Чернявский ходатайствовал у генерала Канцевича о предоставлении военной стражи или караульных часовых для охраны собора от грабителей - близ храма еще не было никакой застройки. Таким образом, соборный храм возводился с большими трудностями и непредвиденными препятствиями, строительство было начато в 1810 году, закончено в июне 1829 года, строительная эпопея длилась 20 лет.

Духовная консистория заказала Колодину проект благоустройства территории храма. В 1831 году Колодин представил консистории три варианта каменной ограды - «круглой, овальной и четырехугольной». Выбор пал на проект с квадратной планировкой. Это был хорошо организованный комплекс, с глубоко продуманными всеми сторонами композиционного решения.

Планировка территории, на спокойном рельефе, преимущественно пейзажная, была подчинена главной архитектурной доминанте - храму. Перед тремя фасадами сформирован парадный партер, в композицию которого включены аллеи со стрижеными кустарниками, деревьями, газонами с цветами. По всему периметру квадратного в плане участка на каменном цоколе покоилась оградная решетка, в угловых звеньях которой размещалась архитектура малых форм в виде павильонов - караульни, помещения для причта, комнаты для изготовления свеч. С восточной стороны автор предусмотрел часовню и свечную лавку. Предполагалось возвести ограду на средства Синода (3 тыс.), кружного сбора (2 тыс.). Екатеринославский епископ Гавриил в письме к Новороссийскому генерал-губернатору просил о выделении средств, необходимых для последнего этапа планировки территории, разбивки аллей (всего 5901 руб.). И.Ф. Колодин так оценил свою работу: «Я с радостью усматриваю красу будущую окрест храма». И уже в 1891 году главный собор имел хорошо организованную планировочную структуру.

Александро-Невский кафедральный собор имел высокую художественную ценность, в его сооружении использованы традиции русской классической школы периода ее расцвета. В проектировании и строительстве принимали участие видные петербургские архитекторы: И.И. Шарлеман, известный как создатель дворцов петербургской знати по перестройке Введенского монастыря и др. памятников архитектуры, и ученик А.Н. Воронихина, бывший крепостной, И.Ф. Колодин, автор многих загородных ансамблей Петербурга, в том числе дворцового комплекса президента Академии Художеств в Марьино, на берегу реки Тосно.

Место посадки Александро-Невского собора на обширной площади к востоку от редута, между будущими улицами Полицейской, Серова, Долгоруковской и Александро-Невской, определило изначально его доминирующее положение над окружающей застройкой. Пятиглавый храм имел охристую окраску фасадов («кирпичную») с тонировкой деталей в цвет беж. Северную, южную, западную ветви креста замыкали шестиколонные портики ионического ордера с треугольными профилированными фронтонами, тимпан которых не имел заполнений. Собор венчал центральный полусферический купол с главкой наверху, на которой был водружен православный крест. Купол покоился на световом круглом в плане барабане, прорезанном десятью стройными полуциркульными световыми проемами с выразительными наличниками. Многопрофильный карниз с мелкодробленными сухариками дополнял художественный образ здания. В угловых звеньях храма с 4-х сторон располагались купола луковичной формы с крестами наверху, покоившиеся на стройном восьмигранном световом барабане, с идентичными полуциркульной формы окнами. Изящный поясок «сухариков» и мотив треугольных фронтонов повторялись в художественном облике главок. Трехярусная колокольня имела в нижней части массивный объем, увенчанный четвериком с арками звона. Верхний ярус колокольни прорезан высокими арками, его срезанные углы подчеркнуты пилястрами. Здание выделялось отточенностью ордерных форм, гармоничностью и пропорциональностью.

Неотъемлемой частью внутреннего пространства храма и его лучшим украшением являлся иконостас, созданный по проекту архитектора Шарлемана. Первый иконостас Александро-Невской церкви, исполненный талантливыми петербургскими мастерами, представлял своего рода образец декоративного искусства 20-х годов XIX в. Он вошел в альбом иконостасов как одно из лучших произведений классического направления. Общий замысел первого иконостаса не сложен. Композиция одноярусная, строго симметричная. Несмотря на камерность, смотрелась монументально, благодаря своеобразным пропорциональным соотношениям и укрупненным формам деталей и элементов. Характерно также гармоничное сочетание прямоугольных очертаний крупного иконного ряда («местный ряд») по обе стороны царских врат и округленность полуциркулярных линий навершия иконостаса, куда вписывался сюжет «Тайной вечери». Художники В.И. Грязнов и А.П. Никитин выполняли этот заказ. Главный алтарь был расписан С. Лапиным, классным художником, имевшим в Симферополе иконописную мастерскую. Строительный комитет предложил известным живописцам профессорам Академии Художеств Шебуеву, Егорову и академику Антонелли участвовать в росписи храма. Антонелли назвал сумму в 4650 руб., и ее приняли за основу.

В апреле 1828 года начались отделочные работы интерьера храма. Был оформлен контракт с талантливым крепостным художником Н.Ф. Нарышкиной Федором Яковлевым (не он ли расписывал гостиную в доме Воронцова?). В его задачу входило выполнение живописи в алтарной апсиде (изображение Господа Саваофа), в подкупольных парусах (четыре евангелиста) и стеновая роспись храма. Интерьер храма украшали следующие образа: Арх. Михаила и Арх. Гавриила, Тайной вечери, Плащаницы, 4 евангелистов на царских вратах, Богоматери, Успения Пресвятые Богородицы и Благовещание Господне, 2 хоругви с изображением образов Богоматери Казанской Божьей матери, Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. Этот иконостас просуществовал до 1845 года. В 1845 году на средства прихожан - коллежского советника Матвея Ивановича Кашкадамова и полковника Дмитрия Федоровича Касинского, Александры Андреевны Бражниковой - устроены два новых иконостаса с престолом во имя Покрова Богоматери и во имя Успения св. Праведныя Анны.

В 1846 г. настоятель доложил архиепископу Гавриилу, что старый иконостас от времени потемнел, позолота сошла, что явно не соответствовало общему благолепию храма, и просил: «Для единообразия и изящества соответственно двум иконостасам, устроить третий новый иконостас, оставить только иконы Санкт-Петербургской живописи». На рапорте архиепископа сохранилась резолюция: «Рисунок смотрен и дав дозволение строить новый иконостас в Симферопольском соборе, рисунок возвратить при указе с тем, чтобы строители не подверглись ошибке относительно тех мастеров, коим дело препоручено будет». Третий иконостас мастера Пантелеймона Ивановича Бочерова устроен 30 августа 1847 года и освящен.

Этот иконостас в 1864 году при расширении алтаря в соборе снят и передан в Симферопольский тюремный замок в церковь св. Петра, а на место отданного выписан из Москвы новый, сообразный размерам нового алтаря. Его выполнял иконостасный мастер московский 2-й гильдии купец Никифор Сафронов. Иконостас сделан из соснового дерева, а резьбу и доски для икон выполнили из липового сухого дерева. Проект иконостаса разработал петербургский архитектор IV округа путей сообщения и публичных зданий Козловский. В его план входило «весь иконостас вызолотить сплошь червонным полузолотниковым золотом, на полименте резьбу, а столярство на мардане». 25 икон на досках украшали иконостас и одна большая, квадратная в шесть аршин икона «Тайной вечери» на полотне,» писаны мастерами Семена Борисова. Высокохудожественные иконы получили хорошую оценку - Сафронов отмечен похвальным листом. В августе 1864 года Преосвященный Алексий освятил иконостас. На иконостасе размещены следующие иконы: Арх. Гавриила Благославляющего, Пресвятой Девы, Евангелистов Иоанна, Марка, Матвея, Пуки, Арона, Мелхисидек с хлебом, Преображения, Вознесения, Введения, Исцеления слепорожденного, Сретения, Успения Богоматери, Голубя парящего, Святителей Василия, Владимира, Папы Климента, Стефана Сурожского, св. Великомученика Георгия, Дмитрия, Иоанна Крестителя, Богоматери Предстоящей, Спасителя на престоле.

Как и наружный фасад, окраска интерьера первоначально имела охристый цвет. Охристая окраска интерьера и экстерьера храма создавали цветовую гамму, мягкую, мерцающе-глуховатую. Общий фон молельного зала собора - золотистый в сочетании с позолотой риз, иконостаса, кессонированных потолков, паркетного пола из дубовых квадр в «елочку» оставлял впечатление роскошное, потрясающее благолепием и красотой, что позволило горожанам называть собор любовно своим «Исаакиевским».

За 100-летие своего существования собор претерпел значительные изменения, объемно-пространственная композиция усложнилась в связи с его расширением и возведением колокольни.

В 1842 году западный фасад храма обогатился часами, устроенными справа от входа на одном из четырех малых куполов. Эти часы - реликвия города со времени основания губернского центра - находились на каланче полицейского дома. В 1842 году по причине ее ветхости, грозившей падением, часы вместе с двумя колоколами перенесены на купол собора.

В 1844 году произведена капитальная перестройка храма. На западном фасаде были построены трапезная и притвор с колокольней, с правой стороны притвора устроено помещение для сторожа, с левой - вход в ризницу и на колокольню. Средства на капитальную перестройку храма отпущены из сумм Синода.

Первоначально собору был определен статус городского, и только в 1860 году в связи с увеличением численности населения он был переименован в кафедральный.

В 1869 году одноапсидный, однопрестольный храм перестраивается - он расширяется пристройкой трех алтарей. Устроена галерея на западном фасаде. Вместимость собора увеличилась на 500 человек.

В 1881 году по ходатайству Таврического архиепископа Гурия Карпова (1867-1882) отпущено из сумм Синода 37 727 рублей для удлинения собора и постройки колокольни. Строительные работы велись 3 года. В 1884 году собор предстал во всем своем величии и красоте, казалось, надолго. Но во второй половине 1890 года была проведена замена четырех башенок новыми, с арочными проемами, красивыми куполами луковичной формы, завершенными позолоченными крестами и установленными на восьмигранном барабане. Из-за отсутствия средств сначала заменили две башенки на восточном фасаде, а в октябре 1890 года реконструкции подверглись башенки западного фасада, Инженер Славинский разработал проект установки часов на правом от главного входа куполе западного фасада, как было предусмотрено раньше. О восстановлении часов писали в газетах в начале XX века, горожане требовали их реставрации. Но установка не состоялась к большому огорчению горожан, привыкших к бою часов в интервале получаса, из-за отсутствия входа на купола. В это же время установлена железная ограда, выполненная по контракту на чугунно-литейном заводе Я.М. Тосунова в Симферополе.

Значительные изменения произошли в интерьере храма. Первоначально собор был вымощен каменными квадратными плитами. В 1842 году по настоянию священника и церковного старосты Санютина устроен деревянный пол, в 1862 году при расширении алтарей паркетный пол вновь перестлан и исправлен во всем интерьере церкви, кроме притвора, где пол оставался каменным.


После всех перестроек храм имел следующую внутреннюю организацию (по архивному документу 1927 года): притвор, прямоугольный в плане, трапезная, квадратное в плане помещение, в ней находились свечные кассы, молитвенный зал, средний храм длиной 26 м 40 см, шириной 20 м 40 см, имел левый придел, за ним располагалась пономарня, и правый придел с ризницей, главный придел располагался в полукруглой апсиде с 4 оконными проемами. Высота собора главного купола составляла 24 м. Освещение электрическое.

В ризнице, иконостасе и киотах было немало священных и исторических реликвий, связанных с историей полуострова. В главном алтаре находился крест 1782 года, присланный, по преданию, Екатериной II. На святом престоле хранились икона-копия чудотворного образа Божьей матери Каспировской, подаренная архиепископом Иннокентием в 1857 году во время последнего посещения Крыма. К особо ценным предметам из золота относились дары Екатерины II, присланные в 1794 году (потир, дароносица, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца и звездница).

Важным документом, сохранившимся в соборе, была грамота, подписанная императором Александром II после окончания Крымской войны 1853-1856 гг. - благодарность «за оказание Таврической губернией Отечеству услуг». Грамота была на пергаменте, с печатью и подписью императора Александра II. Современники отмечали необыкновенное оформление грамоты - «края пергамента украшены государственными и губернскими гербами, символическом изображении в виде ветвей оливкового дерева и обвиты дубовой гирляндой, среди которой виднеются на золотом фоне имена 16 городов».


В соборе хранилась бронзовая вызолоченная доска, присланная в 1842 году из Санкт-Петербурга от шталмейстера Императорского Двора В.В. Долгорукова, внука генерал-аншефа В.М. Долгорукова. На доске вырезана надпись: «Надпись, снятая с артиллерийских орудий, пожалованных императрицей Екатериной II-ю генерал-аншефу князю Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому за знаменитую победу, одержанную им в 1771 году при городу Кефе в Крыму».

Собор сохранял в склепе (за правым клиросом) останки святителя Гурия.

К Александро-Невскому собору приписаны были следующие храмы: церковь во имя Успения св. Праведной Анны на новом городском кладбище (освящена 14 июня 1864 года, устроена на средства купца В.Б. Масленникова); часовня во имя св. Александра Невского (устроена в 1866 г. над могилами воинов, погибших во время Крымской войны); часовня во имя св. Благоверного князя Александра Невского на площади возле фонтана; часовня во имя св. Николая в соборной ограде (построена в 1892 году по проекту архитектора Беккера в честь помолвки будущего императора Николая II с Александрой Федоровной); греческая церковь во славу Пресвятыя Троицы (1865 г.); церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла (1870 г.).


Сословный состав прихожан Александро-Невского собора на 1909-1910 гг. был следующим: духовных лиц - 36 человек, военных - 586, статских - 176, купцов, мещан, обывателей - 416, государственных крестьян - 6 1, общественных крестьян - 92.

Жизнь Симферополя была тесно связана с Александро-Невским собором. Здесь проходили торжественные встречи царственных особ, отсюда отправляли воинов на защиту Отечества, здесь проводили церковные праздники.

В годы антирелигиозного террора Александро-Невский собор разделил участь многих христианских святынь России, Крыма. В ночь с 4 на 5 октября 1917 года произошло кощунственное ограбление собора. Воры, взломав решетку, влезли в храм, убили сторожа, похитили деньги сбросили на пол церковные сосуды. В декабре 1922 года Александро-Невский собор был закрыт. Позже его превратили в склад имущества, изъятого властями из закрытых крымских храмов. С начала 1929 года развернулась настоящая война против его существования: были сняты колокола и переданы Симферопольскому отделению Рудметаллоторга. 30 мая 1930 года Крымский ЦИК принял решение - снести храм и передать земельный участок для сооружения музея-панорамы «Взятие Перекопа». Перед сносом удалось перенести из собора на новое кладбище прах архиепископа Гурия (Карпова) и 4-х священников. Могилы их находятся у Всесвятской церкви на городском кладбище. В сентябре 1930 года под храм был заложен динамит. В ночь с 26 на 27 сентября 1930 года в результате варварского взрыва собор прекратил существование. Впоследствии камень бывшего здания собора использовали для строительства так называемого «Дома 1905 года» на улице Павленко, предназначенного для проживания ветеранов и активистов революционного движения. Часть красивой металлической ограды бывшего собора ныне ограждает Детский парк со стороны улицы Шмидта. Соборный сквер именовался сначала Комсомольским, затем Пионерским, а со второй половины 60-х годов он называется сквером Победы.

Весной 1944 года в сквере, в братской могиле, были похоронены советские воины, погибшие при освобождении Симферополя. Тогда же на месте соборного храма установлен танк Т-34. Позже останки героев-освободителей перенесены на воинское кладбище, а постамент под танком реконструирован. Надпись на его лицевой стороне сообщает, что: «Этот танк, входивший в состав 19-го танкового корпуса, один из первых ворвался в город». Далее идут наименования частей и соединений, которые освобождали Симферополь.

Так тесно переплелись судьбы защитников Родины на разных этапах истории Симферополя.

В настоящее время, через 70 лет после уничтожения симферопольской святыни, появилась возможность и желание горожан возродить храм. Возрождение Александро-Невского собора в Симферополе будет покаянием поколений за содеянное. Его величественная архитектура станет образцом культовой постройки эпохи классицизма. А звон колоколов восстановленного собора будет призывать новые поколения горожан к духовному возрождению.

Золотые купола главного православного собора Ялты невозможно не заметить, прогуливаясь по одной из самых живописных улиц города - Садовой. Собор Святого благоверного князя Александра Невского - не только один из красивейших храмов в Крыму, это еще и памятник отечественной истории, связанный с именами трех русских императоров.

Всем миром

Возведение златоглавого собора Александра Невского в Ялте связано с трагической смертью российского императора Александра-Освободителя, погибшего от рук народовольцев. В честь десятилетия со дня смерти Александра II ялтинской народной громадой было решено увековечить память о нем, построив новый собор. В это время по всей России строились храмы в честь Святого князя Александра Невского, являющегося небесным покровителем Дома Романовых. Эту идею поддержал император Александр III. С его благословения 1 марта 1890-го года был учрежден строительный комитет, который возглавил известный инженер и ученый А.Л. Бертье-Делагард. В состав также вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер. Средства на строительство собирали всем миром. Значительные суммы были пожертвованы знатными горожанами Б.В. Хвощинским и И.Ф. Токмаковым, а участок земли под строительство подарил барон А. Л. Врангель. Отлив колоколов для храма, который происходил в Москве, оплатил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев. В итоге, звонницу украсило 11 колоколов, один из которых весил 428 пудов, это более 6-ти тонн.

Первоначальный проект разработал архитектор К. И. Эшлиман. Однако этот вариант не был утвержден. Государь отметил, что в нем «было мало русского элемента». Напротив, проект известного в Крыму зодчего П. К. Теребенева пришелся всем по вкусу. Двухъярусное, пятикупольное здание, оснащенное трехъярусной колокольней, щедро украшенное открытыми наружными галереями и обилием колоритного русского узорочья в виде пилястров, крылец, сердечек и киотцев - таким предстал в последнем варианте будущий храм. Было решено возвести нечто сказочно красивое в древнерусском стиле.

Реализацию выполнения задуманного и общее руководство сооружением безвозмездно принял на себя военный инженер, строитель ялтинского мола А.Л. Бертье-Делагард. Строительный надзор был поручен известному архитектору Н.П. Краснову.

Более 10 лет ушло на строительство. За это время было построено два этажа, имеющие в своем составе две церкви: нижнюю во имя Св. Великомученика Артемия, и верхнюю, главную, во имя Великого князя Александра Невского.

Необыкновенной красоте внешнего облика храма не уступало его внутреннее убранство. Для осуществления росписей и мозаичных работ были приглашены лучшие мастера. В 1901-м году прошел всероссийский конкурс, победителю которого было доверено оформление святая святых Александро-Невский собор. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. Иконостас изготавливался по проектам Н.П. Краснова, роспись купола и стен в византийском стиле выполнил киевский художник И. Мурашко. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Эту филигранную работу выполнили ученики венецианского мастера Антонио Сальвиати.

И вот, после долгой и кропотливой работы чудо-церковь была готова. В декабре 1902-го года на ее освещение прибыл сам император Николай II вместе со свитой. Это было знаменательное событие для Крыма, которое собрало огромное количество народу. Обряд освещения проводил архиепископ Николай, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов.

«Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение приемной комиссии и всех присутствующих и впервые увидевших новую Ялтинскую святыню. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, однако она прислала телеграмму, которая гласила: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Позже в газетах напишут: «Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Затем был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе…».

Позже рядом с храмом был построен двухэтажный дом-причта, напоминавший русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908-м годах на церковной территории построили еще один трехэтажный дом, здесь находился актовый зал для Александро-Невского братства. Здесь же разместилась церковноприходская школа, названная в честь цесаревича Алексея и приют для людей, страдающих легочными заболеваниями. Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, который до этого служил в храме Иоанна Златоуста.

Собор Александра Невского стал любимым местом крымчан. В одном из писем А.П. Чехов так охарактеризовал собор: «Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию». И в праздники, и в горестные минуты двери церкви были открыты для людей. Здесь крестились, венчались, проводили заупокойные службы.

Смутные времена

Храм разделил страдания и горести своих прихожан в лихие времена революции и гражданской войны. Словно остров, окруженный бушующим океаном, он стал прибежищем и утешением для страждущих. Собор охранял, поддерживал веру, оберегал жизни людей. В 1918-м году во время обстрела Ялты в его стенах укрывались жители города.

Во время революции здание уцелело, но не все богатое убранство. Под крики: «религия - опиум для народа!», колокола бесцеремонно сбросили и отправили в переплавку. В 1938-м году собор закрыли, а в его здании организовали спортивный клуб. До сих пор неизвестно, где находится иконостас. Позже, его реконструкция проводилась по фотографиям из личного архива архитектора Н.П. Краснова.

Богослужения были возобновлены в 1942-м году. В послевоенные годы в соборе служил выдающийся врач, философ и богослов ныне известный как святитель Лука, исповедник, архиепископ Крымский (В. Ф. Войно-Ясенецкий), а настоятелем, с начала 50-х годов, был его сподвижник и друг, митрофорный протоиерей Михаил Семенюк.

В 2002-м году крымчане отметили 100-летие со дня освящения Александра Невского собора. К этой знаменательной дате по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, при участии городской мэрии, а также руководителей всех здравниц и предприятий Большой Ялты, предпринимателей и простых людей, прошли работы по золочению куполов храма и проведена реставрация росписи иконостаса. В 2005-2006-м годах при непосредственном участии прихожан и городских властей был отреставрирован фасад собора. В настоящее время в соборе, как и в старые добрые времена, совершаются богослужения. С 1995-го года при храме действует общеобразовательная школа, в которой обучаются около 100 детей.

Малоизвестные святыни

текст: Екатерина Воронцова
фото: Лидия Ветхова

Посещение святых мест - давно удел не только паломников, но и праздных, не слишком религиозных туристов. Красивые места, впечатляющая архитектура и благоговейный трепет в сердце от соприкосновения с историей и культурой - вот почему они идут в храмы.

Крым богат древними святынями. И абсолютно неправильно не замечать этого великолепия, отдавая предпочтение пляжному отдыху. Крым ведь не только пляжный курорт, как некоторые его пози­ционируют. Крым - это ещё поражающее многообразие памятников архитектуры, истории, культуры. Множество народов оставили здесь свои памятники, в том числе культовые. Каждому, кто любит Крым, кто живёт здесь или приезжает на отдых, сам бог велел побывать в этих удивительных местах. Вот только о многих из них - захватывающих, с интереснейшей судьбой - вы, возможно, не слышали. Все знают Владимирский собор в Херсонесе, Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, храм Иоанна Предтечи в Керчи, однако святых мест в Крыму гораздо больше.

«Крымский журнал» решил сделать подборку уникальных храмов, расположенных в разных уголках полуострова, о которых знают далеко не все. Можем заверить, что побывать там стоит!

Храм Святого Илии в Солнечной Долине

Туристов и крымчан обязательно заинтересует древняя базилика IX–XI веков. Этот храм чудом сохранился до наших дней, пережив немало бурь: войны, смены власти, переселения народов - всё это видел Свято-Ильинский храм. Среди местных о нём бытует немало легенд. Есть и множество достоверных исторических фактов. Так, в 1771 году, когда русские войска разбили турков и взяли Кафу, местные жители-турки убили православного священника Петра. Его похоронили у входа в храм и долгое время почитали как чудотворца. Главной реликвией церкви была мраморная купель, привезённая из Константинополя. Она пропала в советские времена, однако в 2000 году её удалось найти и вернуть. Местные говорят, что, несмотря на засушливый климат, на престольный праздник Свято-Ильинского храма в селе всегда идёт дождь.

Адрес :
Судак, с. Солнечная Долина, ул. Черноморская, 2.
Как добраться:
храм расположен в центре села, возле остановки автобуса Судак - Солнечная Долина.
Координаты:
44°52’31’’N, 35°06’03’’E.

Храм-памятник Святой Марии Магдалины в Симферополе

На кладбище времён Крымской войны 1853–1856 годов в братских могилах покоятся 36 тысяч солдат, которые умерли в симферопольских госпиталях. В 1869 году на кладбище появилась часовня. Согласно мемориальной доске на фасаде, построили её «по всемилостивейшему благоволению и по повелению Государя Императора Александра Николаевича». В 1887 году на погосте возвели ступенчатую пирамиду из диорита, увенчанную крестом. Это - первый памятник в крымской столице, построенный на пожертвования горожан. Неподалёку от храма находится святой источник Марии Магдалины.

Как добраться:
доехать на маршрутном автобусе № 4 или № 108 до улицы Петровская Балка, далее - пешком до Братского кладбища.
Координаты:
44°55’14’’N 34°7’14’’E.


Храм Двенадцати Апостолов в Балаклаве

Это культовое сооружение также повидало немало. О дате постройки храма спорят до сих пор. Считается, что здание сохранилось со времён генуэзского господства в Крыму. Так, под штукатуркой здесь нашли плиту, которая гласит: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна». Однако есть мнение, что её использовали повторно, а нынешняя каменная церковь, как писал епископ Гермоген в 1887 году, построена в конце XVIII века. В церкви хранили знамёна и реликвии знаменитого Балаклавского греческого батальона. Во времена СССР храм практически уничтожили, однако в 90-е годы его восстановили и заново освятили. Сейчас он является подворьем Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

Адрес:
Севастополь, Балаклава, ул. Рубцова, 41.
Как добраться:
храм расположен в центре города, рядом с набережной Назукина; можно доехать из Севастополя автобусом № 9 или № 119 до остановки «Площадь 1 Мая».
Координаты : N 44 29.859, E 33 36.084.


Храм Всех Святых в Симферополе

Кладбищенский храм, построенный на средства симферопольского купца, освятили в 1864 году - сначала во имя святой праведной Анны. Именно у стен этой церкви похоронены многие известные религиозные деятели Крыма: святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святитель Гурий (Карпов), епископ Таврический Михаил (Грибановский). По некоторым данным, известный художник Николай Самокиш принимал участие в росписи этого культового сооружения. Самокиш, к слову, тоже похоронен именно на этом кладбище. Всехсвятский храм единственный в крымской столице, где никогда не прерывались богослужения. И уже в наше время, в 1998 году, говорят, здесь произошло чудо: во время реставрации с иконостаса сняли образ Георгия Победоносца, а через некоторое время работники обнаружили, что образ будто отпечатался на стекле киота, перед которым стояла икона. Экспертиза подтвердила, что изображение нерукотворное и отличается от оригинала. Так, лик и руки святого на стекле даже более чёткие, чем на иконе.

Адрес :
Симферополь, пер. Учебный, 5.

Как добраться :
храм находится на первом гражданском кладбище Симферополя, местные называют его Старое; оно расположено за Центральным рынком.

Координаты :
44°56’28’’N 34°5’22’’E.


Церковь Святой Нины и Преображения Господня в Гаспре

Считается, что заказ на строительство Ливадийского дворца для семьи Романовых архитектор Ялты Николай Краснов получил именно благодаря храму. Он создал в 1908 году в имении Харакс великого князя Георгия Михайловича храм Святой Нины и Преображения Гос­подня. В небольшом строении мастер удачно совместил элементы византийской и кавказской архитектуры. Годом позже Николай II посетил Харакс, и храм его впечатлил. После этого Краснов и стал архитектором Ливадийского дворца.

Адрес :
Большая Ялта, пос. Гаспра, Алупкинское шоссе, 13, санаторий «Днепр».

Как добраться:
от автовокзала Ялты можно доехать маршрутным такси № 102 до остановки «Санаторий «Днепр» либо проехать по городу до остановки «Площадь Советская» и воспользоваться маршрутным такси № 132 также до остановки «Санаторий «Днепр».

Координаты:
44°25’52.10’’, 34°6’46.50’’.


Храм Святого Феодора Тирона в Ялте

Судьба храма тесно связана с именем Чехова. Антон Павлович в конце XIX века принимал участие в строительстве нового каменного здания на месте старой греческой деревянной церкви. Именно в храме Святого Феодора Тирона он венчался с Ольгой Книппер, здесь отпевали его мать. В советское время в культовом сооружении работал спортзал, но после распада Союза его вернули Церкви.

Адрес :
Ялта, ул. Шеломеевская, 7.

Как добраться :
троллейбусом № 1 до остановки «Красноармейская».

Координаты :
N 44 29.541, E 34 8.611.

Церковь Святого Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры

Храм построили в начале ХХ века для санатория Российского императорского флота, где военные проходили лечение от туберкулёза. Покровительствовала здравнице императрица Александра Феодоровна, решившая построить церковь в древнерусском стиле. Задачу поручили молодому архитектору Владимиру Максимову, который создал ряд построек в Царском Селе, а также знаменитому художнику-ювелиру и реставратору Фёдору Мишукову.

Для строительства храма пришлось обустроить искусственную террасу. Паперть сделали тёплой, чтобы пациентам было комфортно. В крипте оборудовали покойницкую. По поручению императрицы для храма приобретали иконы, написанные не позднее XVII века.

Конечно, в советское время религиозное сооружение использовали в хозяйственных целях, богослужения возобновились лишь в 1990-е годы.

Адрес :
Ялта, ул. Поликуровская, 25.
Как добраться:
от автовокзала любым маршрутным автобусом, который идёт на Поликуровскую.
Координаты :
44°30’4’’N 34°11’4’’E.



Базилика Святых Апостолов в Партените

Административный центр Готской епархии в VIII веке находился в Партените. Епископом здесь был святой Иоанн Готский, который подвергся гонениям в Византии во времена иконоборчества. Согласно житию, святой погребён в созданном им монастыре Святых Апостолов. Долгое время было неизвестно, где же находилась эта обитель, пока в XIX веке Партенитская долина не стала имением Раевских. На склоне горы Аю-Даг во время расчистки земли под виноградники рабочие нашли руины большого строения. Его уже начали разбирать на камни, как вдруг обнаружили могильную плиту и мраморную резную капитель. Приехали историки, которые исследовали здание и пришли к выводу, что это - руины древней христианской базилики. Возле алтаря нашли надпись, гласившую, что этот храм Петра и Павла построен Иоанном Готским. Базилику несколько раз реставрировали, разрушали и перестраивали. Окончательно её забросили в XVIII веке. Захоронение Иоанна Готского в храме не обнаружили: археологам удалось найти только пустую гробницу. Были ли там когда-либо мощи святого? Это только предстоит узнать.

Адрес :
Алушта, пос. Партенит, ул. Санаторная, 1, санаторий «Крым»,
Как добраться:
фундаменты базилики находятся на территории санатория «Крым», законсервированы и доступны для обозрения; из Симферополя, Алушты или Ялты можно доехать как на автобусе, так и на троллейбусе, от троллейбусной трассы в Партенит курсирует маршрутный автобус.
Координаты : 44°34’18»N 34°20’29»E.




Катерлезский монастырь Святого Георгия под Керчью

Обитель расположена у села Войково (ранее - Катерлез) Ленинского района. Обитель появилась здесь в XIX веке. Согласно преданию, на горе Кетерлез-Оба, рядом с селом, людям являлся сам святой Георгий на своём коне, на камне даже остались отпечатки копыт. Также считается, что после одного из таких явлений на вершине обнаружили икону с изображением святого. Её перенесли в церковь Иоанна Предтечи в Керчи, однако наутро она исчезла и снова оказалась на горе, которую уже успели окрестить Свято-Георгиевской. Тогда священник пообещал возвести здесь храм, а пока церковь строится - ежегодно приносить икону крестным ходом. Сначала на горе появилась маленькая часовня, а в 1857 году - каменный храм, который построили на средства горожан. Позднее здесь возвели и мужской монастырь с ещё одним храмом, трапезной, корпусами и хозпостройками. В 1900 году обитель преобразовали в женскую, а в советские годы Катерлезский скит стал первым монастырём, закрытым в Крыму. Церковь Святого Георгия разобрали на стройматериалы. Сохранилась лишь часть камня с отпечатком копыта. Сейчас там вновь обживаются монахини, но восстановить храм возможности пока нет.

Адрес :
Керчь, с. Войково, ул. Степная.
Как добраться :
автобусом из Керчи, Щёлкино или Ленино до автостанции «Войково».
Координаты :
45°23’33’’N 36°26’33’’E.


Храм Иверской Иконы Божией Матери в Феодосии

В историческом квартале Феодосии, Карантине, стоит средневековый православный храм, по архитектуре напоминающий армянский - в честь Иверской иконы Божией Матери. Ранее он был освящён во имя Иоанна Предтечи, затем стал Карантинной церковью и только потом приобрёл своё нынешнее название. В нём сохранились фрагменты старинных удивительно красивых фресок. Есть предположение, что некоторые из них выполнил знаменитый византийский живописец Феофан Грек. В XV веке в храме побывал русский путешественник Афанасий Никитин, а в начале ХХ века там венчались художник Константин Богаевский и Жозефина Дуранте. Во время Гражданской войны у здания храма расстреляли около семи тысяч белых солдат. В советские годы храм едва не разрушился, но благодаря энтузиастам реставрацию всё же провели в конце ХХ века и культовое сооружение вернули верующим.

Адрес :
Феодосия, Карантин, ул. Портовая, 16.
Координаты :
45°1’21’’N 35°24’5’’E.

О храмах Крыма можно говорить бесконечно. Это святые места, к которым вьется бесконечный поток верующих христиан.
Крым - уникальный полуостров, имеющий собственную историю. Кроме курортного здесь можно получить истинное удовольствие от посещения святынь - православных храмов, которые сохранились частично или полностью, и с давних времен являются символом бесконечной человеческой веры.

Христианство пришло на полуостров еще в 101 году нашей эры. С тех пор началось проповедническое движение приверженцев данной религии и прошло множество перипетий. Христиане подвергались гонениям, созданные ими храмы то и дело разрушались или отдавались под общественные учреждения. Лишь в конце 80-х годов ситуация изменилась и люди научились беречь и чтить свою веру. Прошло глобальное восстановление разрушенных святынь, к которым сегодня направляются тысячи паломников.

Космо-Дамиановский монастырь

У подножья горы Чатыр-Даг находится действующий мужской монастырь. Он расположен на территории Крымского заповедника. Легенда гласит, что очень давно здесь жили два брата, которые слыли чудотворцами - они бескорыстно исцеляли всех страждущих от недугов. Их молитвами из земли забил источник, к которому и сегодня приходят паломники, чтобы напиться» здоровой воды». Косьма и Дамиан проповедовали христианство, но были убиты и захоронены недалеко от построенного много лет спустя храма.

Храм Святого Архистратига Михаила в Алупке

Недалеко от Воронцовского дворца в Алупке расположена уникальная церковь - Храм Святого Архистратига Михаила. Святыня на этом месте была возведена еще в 1820 году графом Воронцовым. Она представляла собой трехметровый крест на алтаре, что напоминало традиции язычества. Однако до нашего времени храм не сохранился - он был разрушен оползнем, накрывшим часть полуострова в 1908 году.
Город не мог существовать без святого места, куда могли прийти христиане, поэтому Таврическая Духовная консистория решилась на возведение нового храма в менее опасном месте. Была выбрана территория в центре Алупки рядом с кладбищем. На постройку выделили деньги известные дворянские семьи.
Названа святыня в честь Архистратига Михаила, которому молятся от порчи, наваждения и всякого воздействия темных сил.

Покровский собор

Главным православным храмом Севастополя считается Покровский собор Пресвятой Богородицы. Он имеет 6 приделов, три верхних и три нижних, освященных в честь нескольких святых великомучеников.
Храм поражает своей красотой и величием. Его венчают 12 золоченых куполов, а от белоснежных стен веет благодатью.
Внутреннее убранство Покровского собора впечатляет. Стены украшены надписями из библии, яркими фресками с изображениями святых и библейскими сюжетами. В годы войны южный предел был полностью разрушен, а в стенах храма прятались местные жители.

Поделиться с друзьями: