Церковь Богоматери Onze-Lieve-Vrouwekerk. Соборная церковь богоматери, брюгге Церковь св. Вальбурги

  • Адрес: Mariastraat, 8000 Brugge, Бельгия
  • Телефон: +32 50 34 53 14
  • Высота: 116 м
  • Материал: кирпич
  • Архитектурный стиль: Готическая архитектура
  • Дата основания: 12-13 в.

Является своеобразной сокровищницей, в которой спрятаны удивительные и интересные архитектурные объекты. Несмотря на небольшие размеры, в этом городе буквально на каждом шагу открыты музеи, памятники архитектуры и истории. Прогуливаясь по Брюгге, невозможно не заметить одну из его главных – церковь Богоматери.

Архитектурный стиль

Храм представляет собой архитектурный комплекс, состоящий из нескольких сооружений. Перед тем как предстать перед публикой в своем нынешнем виде, церковь прошла долгое и мучительное строительство. Сегодня это самое высокое сооружение в . Ее 45-метровый шпиль будто вонзается в открытое фламандское небо. Это здание, высота которого составляет более 120 метров, не может не выделяться на фоне других исторических сооружений города.

При входе в Церковь Богоматери в Брюгге можно встретить двухметровые фигуры двенадцати апостолов, а также фигуру женщины, которая олицетворяет собой Веру и Благую Весть. Раннеготический центральный неф возвышается над боковыми нефами и венчается крестообразным сводом. Западная часть храма является точной копией церкви в . Она также выполнена из голубого камня. Пять арок и трехсторонняя апсида венчают собой основной алтарь, который украшен асимметричными пилястрами, колоннами и узорчатыми капителями.

Главные достопримечательности церкви

Церковь Богоматери в Брюгге уникальна не только тем, что сочетает в себе готический и романский стиль. Она, прежде всего, известна тем, что здесь хранится скульптура «Дева Мария с младенцем», которая была создана руками самого Микеланджело. Скульптура была сотворена в 1505 году и считается единственной работой, которая была вывезена из Италии еще при жизни Микеланджело. Изначально она создавалась для Сиенской церкви, но автор продал ее неизвестному купцу, который и подарил ее церкви Богоматери в Брюгге. Во времена Французской революции и немецкой оккупации статуя была похищена, но оба раза возвращалась назад.

Другой достопримечательностью, или можно сказать реликвией, Церкви Богоматери в Брюгге являются два саркофага с красивейшими надгробиями. В одном из них покоится последний бургундский правитель Карл Смелый, а во втором – его дочь Мария. Мария прожила короткую, но счастливую жизнь. Она была супругой Максимилиана I Габсбурга, который называл ее самой красивой женщиной в мире. Помимо этих реликвий, в храме хранятся останки известных священнослужителей:

  • епископа Майнца;
  • Хилариуса;
  • Киробальдуса.
Как добраться?

Церковь Богоматери находится на улице Mariastraat между двумя другими улицами Брюгге - O.-L.-Vrouwekerkhof-Zuid и Guido Gezelleplein. Рядом с ней открыт музей Пикассо. Всего 68 м от церкви расположена автобусная остановка Brugge O.L.V. Kerk, до которой можно доехать по маршруту № 1, 6, 11, 12 и 16.

В 1210-30 гг. на месте старой романской церкви начались работы по строительству новой церкви в стиле “шельдская готика”.

Центральный неф выше боковых, над трифориумом расположен ряд небольших окон со стрельчатыми, готическими арками. Построенная из голубого камня западная часть является почти точной копией собора в Турне.

Из-за отсутствия средств работы были приостановлены, но около 127O-80 гг. алтарь, деамбулаторий и боковые капеллы были завершены. Элегантные контрфорсы и аркбутаны выдают влияние французской “высокой готики”.

Между 1250 и 1340 годами была построена кирпичная башня, высотой 122,3 метра. Высокие кирпичные ниши и слепые окна сглаживают ее огромные размеры и делают элегантной. Квадратное основание башни покоится на врытых глубоко в землю сваях, а ее восемь контрфорсов, поддерживают увенчанный золотой короной 45 метровый шпиль. Его строительство было завершено в 1440 году.

Это одна из самых высоких башен в городе, вместе с башней собора Спасителя (80 м) и Белфортом (83 м) . Раннеготический центральный неф возведен в форме базилики с пятью арками, он был изначально отделен от боковых рядом каменных колонн, поддерживающих готические арки. В западном конце нефа еще можно видеть частично встроенные колонны XIII века.

В XIV веке колонны были заменены огромными композитными пилястрами и новыми нервюрами. Над трифориумом маленькие тройные окна в верхнем ряду окон, в сочетании с вогнутыми арками, обеспечивают нужный свет.

Центральный неф, дополненный двумя боковыми нефами, был покрыт крестообразным сводом.

В основном алтаре находятся пять арок, заканчивающихся трехсторонней апсидой. Алтарь содержит асимметрические пилястры, колонны и украшенные орнаментом капители. А в трифории располагаются белокаменные пилястры, которые служат опорой для состоящих из трех створок, арок.

Во второй половине XIV века боковой неф присоединили к северной стороне главного нефа. Каменная кладка из камня города Турне до сих пор видна на северной стороне.

Капелла Креста была построена в XV веке, кирпичный боковой неф на северной стороне датируется 1450 годом. А ее контрфорсы, служившие ранее внешней стеной, были обрезаны и встроены в интерьер церкви.

В 1465 году перестроили восточный вход. В этом же году изготовлены великолепные Райские Врата в стиле «высокой Готики» из белого песчаника провинции Брабант. Именно через эти двери проходила процессия во время заупокойной службы на пути к ближайшему кладбищу, исполняя песню «In paradisium» (In paradisum deducant te Angeli – Ангелы приведут Вас в Рай) . В 1830 году врата были закрыты.

Капелла Lanckhals и капелла семьи Overtvelt были добавлены в 1480 году.

После грабежей и бесчинств иконоборцев в XVI веке, церковь была полностью восстановлена. Первоначальный деревянный цилиндрический свод нефа и алтаря был переделан в крестообразный свод, который можно видеть и сегодня.

Большие окна в западной части датируются 1588 годом.

В конце XIX века проект по восстановлению западной части был поручен архитектору из Брюгге, Луи Деласенсере (Louis Delacenserie , 1838-1909 гг.) , который оформил проект в стиле «Шельдская Готика».

Под руководством архитектора Шарля де Вульфа (Charles de Wulf , 1865-1904 гг.) неф, трансепт и алтарь приобрели свой первоначальный вид.

Сергей, ты самый ужасный тревел-блогер в мире. Почему ты не назвал свой рассказ о прогулке по Брюгге "Сказочный город", "Северная Венеция" или хотя бы "Залечь на дно"? Может, тебе еще и Брюгге не понравился?
- Уважаемый читатель, я уже успел побывать в Венеции, Эльзасе и Порту. Я люблю эти места. Если бы я вырос на ферме, Брюгге мог бы произвести на меня впечатление, но так как этого не произошло, то и у Брюгге ни черта не получается.

Конечно, конечно, в моей вольной цитате из популярного фильма о Брюгге я сильно утрирую. Брюгге прекрасен и готичен, гулять по нему - сплошное удовольствие и восторг. Но доля правды в этом воображаемом диалоге все-таки есть. Видимо, я, действительно, слегка очерствел за время своих поездок по Европе, поэтому, сразу предупреждаю, в моих рассказах не будет пышных эпитетов, розовых соплей и сказочных единорогов. В общем, давайте просто спокойно и без истерик прогуляемся по Брюгге и посмотрим на его основные достопримечательности.

В первой части пройдемся от вокзала до Рыночной площади. Маршрут прогулки я изобразил на своей карте достопримечательностей Брюгге.

Напомню, что своей базой для поездок по Бельгии мы выбрали . В Брюгге выбрались на один день, и сразу скажу, что этого времени будет на город недостаточно. Да, мы успели обойти практически весь исторический центр, но вот на музеи времени уже не хватило, а они тут более чем достойные. К тому же допускаю, что если я переночевал бы и больше пил пива в Брюгге, то и впечатление от города было бы гораздо сильнее. Поэтому рекомендую остаться тут на пару дней, скучно не будет.

Итак, мы приехали в Брюгге на поезде из , дорога у меня не отложилась, добраться сюда из Гента или Брюсселя элементарно. Здание вокзала Брюгге показалось очень скромным, в Генте круче, а тем более не сравнить с фантастическим вокзалом Антверпена.

Семь (!) светофоров на маленьком пятачке у вокзала. Пожалуй, я такой концентрации еще нигде не видел.

Первой достопримечательностью стала Пороховая башня 15-го века. Мост, который оккупировали туристы, кстати, тоже исторический.

А вот и разгадка откуда на мосту столько туристов. От него открывается живописный вид на озеро Любви (Minnewater) . Зная мрачный нрав народов северной части Европы, я решил, что тут кто-то наверняка утопился, и был почти прав.

Девушка Минна была влюблена в воина Стромберга, по какой-то неведомой причине она скрывала свой выбор от отца. К несчастью началась война, и Стромберг отправился воевать. Отец Минны старый моряк, чувствовал, что скоро отправиться в могилу и решил устроить будущее дочери. Надеясь, что со временем она сможет переубедить отца, Минна тянула время, не соглашаясь на брак. Но терпению старого моряка пришел конец, и он заявил, что после третьего восхода солнца брак будет заключен.

Минна решила сбежать из дома, чтобы дождаться Стромберга и все это время шлялась по лесам. Когда воин вернулся и нашел девушку в лесу (видимо, не слишком тщательно пряталась), она уже была на последнем издыхании и умерла на руках Стромберга. Все это произошло на том самом месте, где сейчас стоит Пороховая башня. Воин решил устроить для своей возлюбленной оригинальную могилу, он перегородил речку, положил в могилу в пересохшем русле тело Минны и снова пустил воду. Так образовалось озеро Любви.

Дальше путеводитель рекомендует поклясться своей избраннице в любви на мосту у озера Минневотер, якобы такая клятва будет вечной и нерушимой. Не уверен, что мост у Пороховой башни тот самый, где надо это делать, но мне было все равно не актуально, т.к. я путешествовал со своим товарищем.

На берега озера выходят несколько интересных зданий. Например, неоготический замок de la Faille, принадлежавший богатому голландскому семейству.

Озеро Любви имеет искусственное происхождение, по сути это запруда. Плотина, регулирующая уровень воды находится на месте этого домика Sashuis .

Sashuis - буквально в переводе с голландского запорный дом.

Рядом с озером разбит одноименный Minnewater парк .

К паркам я равнодушен, поэтому пошел по противоположному берегу, откуда выглядывали внушительные кирпичные строения.

Моей следующей целью был Бегинаж Брюгге. Пару минут по прекрасной аллее на берегу озера Любви.

И вот уже из-за стены начинают выглядывать домики Бегинажа.

Бегинаж в Брюгге относится к 13-му веку, хотя из строений этого времени уцелел только портал церкви. Территория Бегинажа окружена стенами и рвом из воды, что делает это место обособленным от мира. Бегинок часто ошибочно принимают за монахинь. Это не совсем так. Они - уединенные женщины, которые являются членами свободной общины. В отличие от настоящих монахинь, бегинки не дают монашеских обетов: могут в любой момент покинуть общину, возвратиться к мирской жизни и выйти замуж, могут иметь собственные доходы и недвижимость. Сегодня на территории Бегинажа живут бенидиктинские монахини и одинокие женщины.

На мосту перед входом в Бегинаж Брюгге находится ориентир, отмечающий границу между городом и Бегинажем. Это наглядно иллюстрирует его автономию. Надпись Sauve Garde над входными воротами говорит о праве убежища на этой территории. Название бегинажа “Ten Wijngaerde” переводится как "В Винограднике" и указывает на Виноградник Господень.

Бегинаж не слишком популярен у туристов, все сразу бегут с вокзала на Рыночную площадь, поэтому тут довольно спокойно и расслабленно.

Как это я умудрился еше не написать про лебедей Брюгге? Тоже своего рода достопримечательность города. Про них даже есть своя (псевдо?) историческая легенда. Когда в 15-м веке Максимилиан Австрийский прибыл в Брюгге с целью подавить бунт, он был взят в плен, а его советник, Питер Ланхалс, обезглавлен. Максимилиан после своего освобождения и возвращения к власти решил наказать людей Брюгге и увековечить память о своем советнике. А так как Ланхалс переводится как длинношеий , то остроумный Максимилиан, обязал жителей Брюгге вечно разводить длинные шеи , т.е. лебедей на каналах города.

Что-же, Бегинаж хорошо, но пора двигать к следующей достопримечательности шпиль, которой торчит из-за деревьев и крыш домов. Пока мы на самом юге Брюгге и до центра надо еще изрядно пройтись пешком.

В соседних с Бегинажем кафе с различной степенью фривольности обыгрывается тема монашек.

Фонтан-поилка для лошадей имеет форму... лошади.

В Брюгге я снова включил свой . Многие улицы прекрасны сами по себе, поэтому хочется представить себя машинкой гугл, которая катается по улицам и каждый метр делает снимок.

По дороге к центру попалась красивая площадь Walplein . Когда-то здесь проходила городская стена, но со времен 12-го века город значительно вырос. на площади много кафешек и баров с крафтовым пивом. Если я не ошибаюсь, тут даже есть несколько известных среди любителей пива заведений с собственными пивоварнями, De Halve Maan, например. Но время еще было раннее, и я пока не был готов употреблять.

На площади находится одна из самых дурацких скульптур Брюгге. Скульптура назвается Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге . Зевс изображен в виде лебедя (вспоминаем легенды про Зевса и про ледебей Брюгге), правда, на моем фото его заслонила голая ляжка Леды.

И, снова немного "гугл-панорам".

На снимке ниже вполне себе нормальная улица, а не какой-то проход или тупик. Такой Брюгге мне нравится!

На канал выходит внушительное здание госпиталя Синт Ян . Построенный для немощных горожан и паломников, госпиталь до сих пор служит своей цели и управляется сестрами Августинками, большинство из которых получили образование сестер милосердия. Внутренний двор * оставляет приятное и умиротворяющее впечатление, также как и интерьер здания, с его длинными выбеленными коридорами и великолепной дубовой мебелью. Внутри находится мощный музей с экспозицией лучших картин Ханса Мемлинга, великого художника родившегося году и жившего в Брюгге в 15-м веке. Увы, с музеями в этот раз не сложилось, в первую очередь хотелось успеть погулять по городу.

В паре шагов от госпиталя находится еще более эффектное здание - церковь Богоматери . Колокольня церкви - одна из главный доминант Брюгге, его высота 122 метра, это второе по высоте кирпичное здание в мире. Ну, офигеть просто, особенно с учетом, что это чуть ли не 12-й век.

Церковь Богоматери в Брюгге – это одна из самых внушительных готических церквей Бельгии, построенная в XIV – XVвв., с остроконечной кирпичной крышей, высотой 122 м, где находится смотровая площадка с видом на город.

Собор Богоматери за годы своего строительства вобрал в себя разные архитектурные стили, что характерно для фламандских церквей, возведенных до второй половины XVI в. Внешняя готика церкви гармонично сочетается с внутренним интерьером в стиле барокко с элементами рококо и романского стиля. Массивная дубовая кафедра с резной балюстрадой отделена от мраморных хоров изящными коваными воротами, под которыми возвышается орган. В центр находится распятие XVI в. В Соборе много произведений искусства, среди которых можно увидеть работу Микеланджело Буонаротти – “Мадонна с младенцем”, выполненная из мрамора – одно из самых красивых изваяний на земле. Только гений смог отразить в камне боль матери - изображение на прекрасном женском лице.

Церковный клирос украшают великолепие полотна Рубенса, а два саркофага, принадлежащие бургундскому королю Карлу Смелому и его дочери Марии являются самыми роскошными в Европе.