Кто такие ангелы? Откуда они берутся? И в чём нам могут помочь? Раскрываем Ангельские секреты. Ангелы и архангелы Как же Ангелы могут проинформировать просящего

- Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?

Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Блаженный Августин, в частности, считал, что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» - мир вещественный. Подобная точка зрения была естественной с точки зрения неоплатонической перспективы - представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного. Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир - вещественный и видимый...» .

Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что едва ли не собезначальны Богу, но святые Отцы властно пресекали ее возможность. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир» . Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира. Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блаженный Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие, - пишет он, - не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание» .

Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог «сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира» . С другой, что они были сотворены прежде всех земных тварей, т. е., вероятно, на четвёртый день вместе со звёздами. Ангелы обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет - раньше неба и земли» . И, тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не все ангелы, согласно святителю Викторину, были сотворены в четвертый день. Некоторые из них были созданы в первый день и соответствуют временным первопринципам мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и человеков», и подразумевается, что они созданы в первый день творения: «Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течении этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога с золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине, что они непохожи (буквально “другие”) на ангелов и людей» .

Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел - спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» . «Сии умы, - пишет святитель Григорий Богослов, - прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...» . В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, - обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, - что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел - блюститель Церкви» .

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире "Сил небесных"?

Ангел (греч. вестник, посланник) - духовное, невидимое существо,
которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием.
В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.

По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.

Первый лик

Серафимы

Перевод: Ивр., гр. - горящие, огненные, пламенеющие;
Упоминание: Ис 6 :2

Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.

Херувимы

Перевод: Ивр. керубим - умы, распространители познания и мудрости;
Упоминание: Исх 25 :18–20; 37 :7–9 и др.; Евр 9 :5

Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение -
просвещение.

Престолы

Упоминание: Иез 1 :18; Кол 1 :16

Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит
Свой суд.

Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Второй лик

Господства

Упоминание: Кол 1 :16; Еф 1 :21

Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных
властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.

Силы

Упоминание: Рим 8 :38; Еф 1 :21

Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

Власти

Упоминание: Кол 1 :16; Еф 1 :21

Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

Третий лик

Начальства (Начала)

Упоминание: Кол 1 :16; Еф 1 :21

Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.

Архангелы

Упоминание: Откр 12 :7 и др.

Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для
человека, передатчики Откровения.
Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы  архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов - Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.

Ангелы

Упоминание: Откр 1 :7 и др.

Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.
В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.

Ангел-хранитель

Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.

материал в формате А3 в качестве учебного пособия.

Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту

Чин Описа­ние Празд­но­ва­ние В Св. Писании
Серафи­мы В пере­во­де «пла­ме­не­ю­щие», побуж­да­ют к люб­ви к Богу; (изобр. шести­кры­лы­ми).
Херуви­мы «Многое разу­ме­ние», чрез них нис­по­сы­ла­ет­ся про­све­ще­ние; (изобр. четы­рёх­кры­лы­ми).
Престо­лы Чрез них пре­иму­ще­ствен­но про­яв­ля­ет­ся пра­во­су­дие Божие; (изобр. в виде колёс со мно­же­ством глаз на обо­дьях).
Власти Укроща­ют власть бесов­скую, отра­жа­ют иску­ше­ния.
Господ­ства Ниспо­сы­ла­ют силу к муд­ро­му управ­ле­нию зем­ным вла­стям.
Силы Укреп­ля­ют людей, дают бла­го­дать чудо­тво­ре­ний угод­ни­кам Божиим
Начала Управ­ля­ют все­лен­ной, зако­на­ми при­ро­ды; охра­ня­ют наро­ды, стра­ны.
Архан­ге­лы Являют­ся про­вод­ни­ка­ми откро­ве­ния Божия (подробнее см. таблицу ниже). ;
Ангелы Пристав­ле­ны для хра­не­ния каж­до­го хри­сти­а­ни­на. ;

Архан­ге­лы

Михаил Евр. «кто как Бог»; Архистра­тиг (вое­на­чаль­ник); на иконе попи­ра­ет нога­ми диа­во­ла, в левой руке дер­жит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с белой хоруг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест. Постав­лен Богом над все­ми девя­тью Ангель­ски­ми чина­ми. ;
Гаври­ил «Сила Божия»; воз­ве­ща­ет людям вели­кие дела Божии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пресвя­той Деве, или со све­тя­щим­ся фона­рем в пра­вой руке и зер­ка­лом из яспи­са – в левой. ; ; ;
Рафаил «Исцеле­ние Божие»; цели­тель, врач Божий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим сосуд с цели­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и веду­щим пра­вою рукою Товию, несу­ще­го рыбу.
Уриил «Свет, огнь Божий»; про­све­ща­ет людей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца любо­вью к Богу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой руке обна­жён­ный меч на уровне гру­ди, а опу­щен­ной левой руке – пла­мень огнен­ный.
Салафи­ил «Молит­вен­ник Божий»; изо­бра­жа­ет­ся с рука­ми, молит­вен­но сло­жен­ны­ми на гру­ди.
Иегуди­ил «Славя­щий Бога»; покро­ви­тель мона­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Божией; изобр. дер­жа­щим в пра­вой руке золо­той венец, а в левой бич из трёх чёр­ных верё­вок с тре­мя кон­ца­ми (награ­да свя­тым и воз­да­я­ние греш­ни­кам). Упоми­на­ет­ся толь­ко в
Варахи­ил «Благо­сло­ве­ние Божие»; пода­тель бла­го­сло­ве­ний и мило­сти Божией; изобр. Несущим на гру­ди белые розы, как пред­ве­стие бла­жен­ства в Царствии Небес­ном, либо розы на одеж­де. Упоми­на­ет­ся толь­ко в
Иереми­ил «Высота Божия»; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в руке весы.

Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

Ангелы на иконах - набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:

  • Крылья - символ быстроты и все проникновенности;
  • Посох - символ посланничества;
  • Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) - символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
  • Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) - символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
  • «Око» во лбу – символ всевидения;
  • Облик прекрасного юноши - символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.

Ангелы – хранители всегда рядом с нами и помогают в сложные моменты жизни. Ангелы спасают нас от катастроф, депрессий и неприятностей. Как распознать сигналы ангелов – хранителей? Как просить помощи и как молиться своему ангелу? Как помочь ангелу сделать тебя счастливым и успешным?

Мой Ангел – чемпион среди Хранителей,
Со мною, бедный, выстрадал сполна,
Я верю, на его небесном кителе,
За мужество сияют ордена.

Первые упоминания об ангелах–хранителях появились не в библии, а среди людей в III-IV веках. Тогда появилось поверье, что с каждым человеком есть некий хранитель, помогающий ему во всех делах. Позднее во всех религиях появились упоминания об ангелах, оберегающих человека. Их учат почитать и слушать. Что следует знать об ангелах каждому человеку?

1. Ангелы – хранители сами выбирают нас. Ангелы – хранители являются нашими личными опекунами и хранителями. Ангелы сами нас выбирают при рождении, смотря на красоту нашей души. Они с нами с самого рождения и любят нас как своих детей.

2. Ангелы – хранители вне религии. Вне зависимости от религии и веры каждому человеку посылается ангел – хранитель. Даже атеисты получают своего опекуна по жизни, который будет их заботливо оберегать.

3. Ангелы – хранители слышат просьбы и действуют самостоятельно. Ангелы откликаются на наши просьбы и пытаются помочь. Но не всегда помогают, если это может плохо сказаться на нашей жизни. Ангелы стараются сделать нашу жизнь лучше и счастливей даже если мы об этом не специально не просим.

4. Ангелов – хранителей может быть несколько. Некоторым дается больше ангелов, чем один. Порой ангелы появляются позднее в зависимости от жизненных целей, планов, задач и мечтаний. Каждый ангел выполняет собственную роль и отвечает за часть жизни.

5. Ангелы – хранители знают нас лучше всех. Ангелы чувствуют наши эмоции и переживают нашу боль параллельно с нами. Ангелы видят наши светлые и темные мысли, а поэтому знают нас вдоль и поперек. От них не скрыть наши мысли и помыслы. Ангелы понимают, что люди ошибаются, но принимают нашу слабость и дают возможность исправить.

6. Ангелы – хранители всегда с нами. В каждый момент времени ангел находится с нами рядом. В наиболее ответственные и опасные моменты они максимально опекают нас. После смерти ангелы не бросают нас, а отводят нашу душу в вечность.

7. Ангелы – хранители за плечами. Принято считать, что ангел – хранитель находится за правым плечом, а за левым – дьявол. Но не нужно плевать через левое. Не стоит портить отношения с нечистой силой. Также за обеими плечами может стоять два ангела, если ты счастливчик, имеющий несколько.

8. Ангелы – хранители любят позитивных. Почему? Ангелы сделаны из радости, смеха и счастья. Можно молиться ангелу, а можно привлечь его внимание смехом и позитивом. Именно поэтому позитивным и оптимистичным людям значительно чаще везет.

Молитва ангелу

Ангелы – хранители отлично слышат нас. Можно помолиться ангелу и призвать его на помочь в сложные моменты жизни. Молитва ангелу выглядит следующим образом.

«Посланник Бога и защитник мой. Помоги мне, рабу(е) Божьему(ей) (имя), услышь просьбы мои да избавь меня от жизненных трудностей. Я, раб(а) Божий(ия), всю жизнь Господу поклонялась, молилась ему и Владычице Матери Божией. Сейчас обращаюсь я к ним и к тебе, посланному мне во защиту. Будь всегда рядом со мной и помогай же мне в трудную минуту. Аминь».

Знаки ангелов хранителей

Ангелы – хранители дают знаки и их мудрые решения следует слушать. Как распознать сигналы, которые дает ангел? Ангелы любят давать знаки через физические ощущения и события. Знаки ангелов, на которые стоит обращать внимание.

Душевный и эмоциональный подъем

Мурашки на коже

Вещие и предостерегающие сны

Задержки транспорта и временные накладки

Мелкие настораживающие неприятности

Внезапные боли и проблемы со здоровьем

Повторяющиеся знаки и события

Домашние животные или птицы, ведущие себя странно

Падающие постоянно вещи

Советы ангелов через губы других людей

Предчувствие

Только потом не говори, что тебя ангелы не предупреждали. Постарайся распознать знаки, которые подает ангел и понять их значение. Не игнорируй свои ощущения и чувства.

Часто ангелов – хранителей представляют маленькими херувимами, но в действительности это громадные ангелы с большими и мощными крыльями. Это суровые и сильные воины, охраняющие нас.

Свобода воли — основное правило, помимо других законов Космоса, и все Духовные сущности соблюдают его. Так что смело зовите ангелов на помощь и просите у них поддержки и совета. Вы можете попросить помощи ангелов в любой ситуации, и они принесут вдохновение и помогут увидеть новые возможности в вашей жизни и ситуациях, касающихся любой сферы жизни.

Пришло время искать вашего первого ангела.

Ангелы - это духовные существа, которые славят Бога и исполняют Его поручения. Вот что мы можем сказать об Ангелах в самую первую очередь.

Само слово Ангел - греческого происхождения, и переводится оно как Посланник, Вестник. Оно может применяться к людям, когда речь идет о некоем человеке, посланном с определенной миссией, может применяться и по отношению к духовному существу, посылаемому по поручению Божию. В этом последнем смысле слово Ангел употребляется сегодня.

Согласно свидетельству Священного Писания, Ангелы были сотворены Богом еще до создания видимого мира, сотворены в огромном множестве, как служители Божии.

Ангелы служат Богу, прославляют Его, доносят до человека вести от Бога. По повелению Божию они являются хранителями и защитниками людей - высшего творения Божия, предназначенного к вечной Небесной славе.

Преп. Иоанн говорит: «Итак, Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом… оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно».

Мы можем описать Ангелов условно, исходя из того служения, которое они несут. И вот согласно этому «функциональному» описанию мы можем представить себе Ангелов как возвышенных и прекрасных (ибо то, что возле Бога - прекрасно в высшем смысле) крылатых существ. (Крылья Ангелов - не какая-то часть их тела. Крылья их изображают быстроту исполнения Ангелами воли Божией).

Вот в таком виде Ангелы обычно и являются людям. «Являясь по воле Божией достойным людям, они являются не такими, каковы сами по себе, но преобразуются сообразно тому, как смотрящие могут видеть их» (преп. Иоанн Дамаскин).

«Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле (человеку) - по причине достоинства образа, которым облечен человек» (св. Иоанн Златоуст).

Есть Ангелы, приставленные к каждому верующему, есть Ангелы, охраняющие целые народы или несущие иные послушания. Св. Григорий Богослов писал: «Эти Умы (Ангелы) приняли каждый какую-либо одну часть вселенной, или приставлены к чему-нибудь одному в мире, как это было ведомо все Устроившему и Распределившему. И все они… по мановению Зиждителя всяческих воспевают Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно».

Ангелы «охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом»

Одним из высших Ангелов является особый Ангел Мира, то есть Ангел, наблюдающий за порядком в мире и удерживающий сатану от произвола. Об этом Ангеле Мира мы молимся на Божественной литургии: «Ангела Мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим» .

Ангелы чрезвычайно сильны. Св. Василий Великий писал, что «один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению». Это подтверждается и свидетельством Священного Писания, хотя бы теми титулами, которые Библия усваивает Ангелам и которые говорят сами за себя: Господства, Силы, Власти, Начала и др.

Что мы можем еще сказать об этих удивительных небожителях?

Итак, Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом… оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно.

Ангелы не имеют пола, не имеют возраста… Ангелы не претерпевают изменения. Нет между Ангелами ни отрока, ни юноши, ни старца, они остаются в том состоянии, в каком сотворены вначале, и состав их сохраняется чистым и неизменным.

Несмотря на то, что Ангелы - бестелесны, они пространственно ограничены. Ибо когда они находятся на небе, их нет на земле, и когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе.

Как духи бесплотные, Ангелы не знают ни нашего пространства, ни времени; наши способы передвижения, сопряженные со многими усилиями и трудностями, им неведомы. Ангелы быстролетны, быстродвижны: они сейчас в одном месте, во мгновение ока - в другом; ни стен, ни дверей, ни запоров для Ангелов нет. Они, свободно ходят окрест Великого Престола, потому что суть умы быстродвижные, пламень и божественные духи, скоропереносящиеся по воздуху. И «дверем затворенным» проходят они, и видят сквозь стены, и никакая крепость, самая твердая, высокая и неприступная, не в силах сдержать их полета. На крыльях своих быстролетных неудержимо, свободно носятся Ангелы: пред шумом духа их, как дым, исчезает всякое пространство.

Иерархия Ангелов

  • Ангел защиты Архангел Михаил — Цвет голубой
  • Ангел озарения Архангел Иофиил — Цвет желтый
  • Ангел любви Архангел Чамуил — Цвет розовый
  • Ангел наставления на путь истинный Архангел Гавриил — Цвет белый
  • Ангел исцеления Архангел Рафаил — Цвет зеленый
  • Ангел Мира Архангел Уриил — Цвет: пурпурный с золотом и вкраплением рубинового
  • Ангел радости Архангел Задкиил — Цвет фиолетовый

Архангелы

Префикс "арх", означающий "главный" или "предшествующий", присоединенный к слову ангел буквально означает "главный ангел". В зависимости от литературного источника, этот высокопоставленный хор может состоять из четырех, шести, семи или девяти ангелов.

Например, в книге Откровений говорится о семи архангелах, стоящих в присутствии Бога. Хотя все признают, что тремя из этих семи являются Михаил, Гавриил и Рафаил, личности остальных являются предметом спора. Среди возможных кандидатов называют имена: Уриил, Рагуил, Задкиил, Саракил, Ремиил, Анаил, Орифиил, Узиил, Разиэль и Метатрон. Коран признает лишь четырех архангелов, а по именам называет лишь двоих — Джибрила (Гавриила) и Михаила.

Архангелы являются "посланниками, несущими Божественные предписания". Они несут Божьи послания людям и возглавляют Божье воинство, состоящее из ангелов и ведущее непрестанную битву с сынами Тьмы, причем главнокомандующим является Михаил.

В произведениях искусства архангелов обычно изображают с более крупными крыльями и со множеством глаз. Из всех архангелов чаще всего упоминаются Рафаил, Гавриил и Михаил.

Представляем схему девяти ангельских хоров, сгруппированную в три иерархии. В нисходящем порядке, по мере удаления от Бога, они расположены так:

Первая иерархия --- Вторая иерархия --- Третья иерархия

Серафимы --- Господства --- Начала

Херувимы --- Силы --- Архангелы

Престолы --- Власти --- Ангелы

Только последние два хора имеют контакт с людьми; именно сюда входят все ангелы, поименованные и безымянные. Согласно схеме, каждое название в иерархии означает божественную природу.

Например, слово "серафим" означает и "те, которые жгут", и "те, которые греют". Это объясняется тем, что серафимы находятся в постоянном вращении вокруг Бога, и поэтому тепло, которое они испускают, похоже на молнии..

Серафимы

— ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.

В древнееврейской традиции бесконечное пение серафимов известно как "трисагион" — Кадош, Кадош, Кадош ("Святой, Святой, Святой Владыка Сил Небесных, вся земля полна его сиянием"), считающийся песней созидания и праздника. Будучи ближайшими к Богу созданиями, серафимы также считаются "огненными", поскольку они объяты пламенем вечной любви.

Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь в наших сердцах. Они и порождают в людях божественную любовь.

У Святого Иоанна Богослова на острове Патмос было видение ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди серафимов.

Исайя — единственный пророк, упоминающий серафимов в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), когда он рассказывает о своем видении огненных ангелов над Престолом Господним: "У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета".

Люцифер вышел из ранга серафимов. Фактически, Падший Князь считался ангелом, который затмевал всех остальных, пока не лишился Божьей Милости.

Слово "херувим" означает "полнота знаний" или "излияние мудрости". Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим божественное знание.

Термин "престолы", или "многоглазые", указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и свое божественное совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.

Святые господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их обязанность — распределять обязанности ангелов.

Слово "силы" указывает на твердость и непоколебимую отвагу во всех деяниях. Известные как "сияющие", или "сверкающие", силы ассоциируются с героическими поступками.

Силы

— известные как "блистательные, или сияющие", — ангелы чудес, помощи, благословения, которые появляются во время сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку Сил на битву с Голиафом.

Силы также являются ангелами, от которых Авраам получил свою силу, когда Бог велел ему принести в жертву своего единственного сына — Исаака. Основные обязанности этих ангелов — творить чудеса на Земле.

Им позволено вмешиваться во все, что касается физических законов на земле, но они также ответственны за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в Иерархии Ангелов, человечеству дана доблесть также, как и милость.

Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они обеспечивают равновесие вселенной.

Начала

— это легионы ангелов, защищающих религию. Они составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий непосредственно перед архангелами. Начала придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу.

Считается также, что они являются хранителями народов мира. Выбор этого термина, как и термина "власти", для обозначения чинов ангелов Божьих несколько сомнителен, поскольку в. "Послании к ефесянам" "начальствами и властями" названы "духи злобы поднебесные", против которых должны биться христиане ("К ефесянам" 6: 12).

Среди тех, кого считают "главными" в этом чине, — Нисрок, ассирийское божество, которое оккультные писания считают главным князем — демоном ада, и Анаил — один из семи ангелов созидания.

Чин ангелов расположен ближе всего к человеку. Временно они выполняют роль хранителей и посланников, а во главе их стоит Михаил, царь еврейского народа, который ведет всех ангелов в их миссии хранителей народов. Бог создал границы стран по количеству ангелов.