Матушка феодосия скопинская кому помогает после смерти. Схимонахиня Феодосия (1917–2007). Супругам об их родителях

преставилась ко Господу. Поминая старицу, вспоминаем ее слова. А молитвами она – по-прежнему со всеми призывающими на помощь.

Много может молитва праведного

«Будем молиться, Бог поможет».

«Господь все по молитвам дает».

«Помолимся, все будет хорошо с Божией помощью!»

Не злословьте!

«Если ты кому-то сказал злое слово, ты его Богу сказал».

Склочным

«Живи мирно, живи мирно, чтоб любовь была!»

О молитве

«Чаще молись».

«Будем молиться, а там – как Господь».

О том, как нужно принимать гостей

«Несите все, что есть, на стол!»

Теплохладность современных христиан

«Сейчас все храмы открыты, а люди идти в них не хотят. И машины есть почти у каждого, и автобусы есть, а людей мало в храме, не хотят идти. А мы в 2–3 часа ночи пешком выходили, чтобы в Никольский храм Скопина дойти, и обратно пешком...».

Про работу

«Как не работать? Работать надо».

«Господь труд любит. Он говорит: ‟Вы поработайте, рабушки, а Я подмогну”».

«От нашего нерадения такое запустение. Земля-кормилица заброшена, оттого и души в сорняках».

Тем, кто собрался на пенсию

«Поработай еще, чадушка, поработай…».

«Надо еще поработать, надо еще на своем месте побыть».

Про отпуск

«Не отдыхать поезжай, а Богу помолись».

Жалующимся на начальство

«А наговорить можно всё!»

«Ты поставь себя на место другого. Может, у него чего-то болит. А может, она (начальница) с мужем поссорилась…».

О почитании церковной иерархии

«С владыкой посоветуйся, с ним поговори, как он подскажет, как он благословит».

«Он – владыка, идите прощения просите у него».

Пребывающим в нераскаянных грехах

«Ой, что с твоим лицом?! Ты, наверно, заболел».

О больных раком

«Они уже на земле – в раю».

Про болезнь в пост

«В пост поболеть – это милость Божия».

О прохождении жизненного пути

«Надо идти! Нельзя руки опускать. Надо пробовать. Надо идти!»

Нельзя руки опускать. Надо пробовать. Надо идти!

«Мне жалко людей – они, как котяточки слепые, куда ползти, не знают. И слава Богу, когда находится тот, кто может подсказать им путь».

«Евангелие – это Сам Господь».

О радости

«Душка должна быть радостной»

Самочинным

«А ты попробуй, как хочешь».

«Мы теряем венцы, если теряем то место, на которое нас определил Господь и Божия Матерь».

Про благодарение

«Дорога потеха» (что-то да старайтесь подарить, чтобы утешить человека).

«Богу молитесь – Господь даст силы все перенесть. Когда что есть – благодарите Бога. Когда не будет – тоже благодарите Бога! Сейчас все на столе в избытке, радоть ся надо. А не будет – и тогда славословьте Господц а».

Какой чай любила и благословляла матушка Феодосия вместо «магазинного»

«Русская земелька что человеку нужно, то и родит: и богородичную травку, и липу, и иван-чай…».

Мир да любовь

«Живите в мире, никого не обижайте, всех любите!»

«Где мир – там и благодать Божия, живите с миром».

«Мир вам – и я к вам» (из пословиц).

Про гостинцы к столу, пусть самые простые, когда навещаете бабушку, дедушку

«Можно гостинцев набрать в пакет. Нет денег? Хоть баранок, пряников, хлеба набери. Придешь, а пакет полон, и они будут радоть ся».

Наука жить

«Чадушки мои любимые, смотрю я на вас, какие вы молоденькие, а что вам предстоит пережить… Держите малый запас еды. Все в одну минуту может случиться. Не ожидаете – придет. Но Господь-то поможет, Он сильней».

«Чувствуете, что есть и впрок, и сейчас всего вдоволь, возьмите свой излишек да в монастырь или многодетной семье пожертвуйте. Господь за такую милость продлит благие и щедрые дни».

Унывающим

«Ручки-ножки целы, что еще нужно? Можете по зеленой травке бегать! Мы в детстве в лес за грибами-ягодами ходили. А главное – в храм на Причастие».

Зачем унывать? Надо жить! Служить Господу и людям

«Зачем унывать? Надо жить! Служить Господу и людям».

«Раньше весело жили! Холодные, голодные, а с песнями на работу шли. Кто в чем одет. Обувки у нас не было никакой. Калоши потом появились, да ноги в них на стройке промерзали: где стоишь, с ноги на ногу переминаешься – холодно. А мы идем после работы – песни поем. А сейчас вы что все такие унылые?!»

«У тебя и ручки и ножки целые, и голова умненькая…».


Нет нам дороги унывать

«Спаситель с нами, Божия Матерь с нами».

«Молиться Господу и любить Мамушку нужно» (так она Пресвятую Богородицу звала).

«Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает – кто Богу молится, кается, причащается».

О мире горнем

«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Божия Матерь кормила».

«Меня там учили» (на вопрос: Откуда знает молитвы?).

«У меня там дом» (на предложение построить ей дом).

Не потешайте бесов да диавола

«Сатана радуется, когда ссоритесь».

Жить по заповедям, согласно с волей Божией

«Делайте все по-Божьи. Виноват – вчетверо возмести (ср. Лк. 19, 8)».

«А как же Господь на это посмотрит? Не прогневаю Его?» (на вопрос: может быть, больше не принимать людей?).

«Вот я молюсь, молюсь, чувствую – силы угасают, и того гляди пред Богом предстану, а я, грешная, не готова… И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает… И опять людей можно принимать».

Кому Бог помогает

«Всем, кто Бога любит и в храм ходит!»

О чем чаще всего спрашивают

«Хоть бы кто сказал: ‟Хочу в монастырь, хочу духовной жизни ради Бога”. Нет! Спрашивают: ‟Как бы выйти замуж? За кого? Кто у меня родится?” А я отвечаю: ‟Я не гадалка!”»

Провожая в дорогу

«С Господцем едьте!»

Если постигли искушения

«Все будет хорошо! Ну, что вы так? Не думайте о плохом!»

Где искать правду?

«Правда одна – у Господа Бога».

Цена слова

«Говоришь, что только словом можешь помочь, а вот одну женщину, ее душу, спасла ее подруга. И теперь та, спасенная от самоубийства, живет хорошо, опять на работе ее ценят. Вот так вот, совсем слово и не пустяк».

Зачем роптать?

«Хватера (квартира – Ред .) есть, хлебушек есть, ножки, ручки целы, работаешь… Что еще надо?»

Потерпеть надо

«Надо потерпеть. Господь терпеливых любит. Потерпи немножечко, чадце мое. Да, неправильно поступили, а ты потерпи. Так будет лучше. Вот посмотри на меня, я улыбаюсь. И ты улыбайся так же. Все будет хорошо».

Будущим матерям

«Ты родишь, а тебе скажут: ‟У него сердце больное, оставь в больнице пока, потом отдадим”. Не слушай! Родишь и домой! Покрести сразу и причащай, и все Господь даст вам».

Наставление отцу

«Живи просто, расти дочь, работай для этого, учиться отдай после школы. Бога благодари вечером и утром…».

Напоминание детям

«Чти родителей».

Братьям – кровным и духовным

«Вот некоторые братья ссорятся, а надо жить дружно. Не унывать и не отчаиваться ни в чем, поддерживать друг друга».

Монахам

«А вы где живете? Вы живете в святой обители! Вот такая у вас обитель! Вы старайтесь тоже не рассеиваться, молиться со вниманием…».

«Мне с вами легко, с теми, кто подвизается в монастыре, молится».

Если не дается клиросное пение

«Молись Матери Божией, и Она Cама будет с тобой петь на клиросе! По ступенькам все выше и выше будешь подниматься и научишься правильно петь и славить Господа!»

Христианам, что покрепче

«Терпи, смиряйся. Терпи, смиряйся».

Пастырям

«Пришли к тебе – выслушай, просят молитв – молись. Уделяй внимание. Следи, чтобы порядок был на приходе».

Начальникам

«Люби народ, люби народ!»

«Не возгордись. Относись к людям имущим и неимущим одинаково».


О России

«Чтобы спасти Россию от надвигающейся духовной войны, надо всем нам постоянно молиться, молиться, молиться».

Не всегда нужно молчать

Где-то потерпи, где-то промолчи, а где-то и скажи правду! Не всегда нужно молчать. Если видишь, что страдает дело, скажи свое видение».

Не всегда нужно молчать. Если видишь, что страдает дело, скажи

Супругам об их родителях

«Как ты называешь родителей мужа?» – (вопрос невестке). – «По имени и отчеству, ведь мы работаем вместе». – «А как муж твой называет твоих родителей?» – «По имени и отчеству». – «Называйте папой и мамой».

«Не плачь, держись, крепись. Пусть тебя Господь укрепит. Не плачь. Береги себя. Надо потерпеть, все будет нормально».

Секрет феноменальной памяти старицы

«Это не я помню, а Бог помнит!»

Напоследок

«Главное – оставайтесь с Господц ем Богом».

«Я здесь молилась за вас и там буду молиться».

«Обращайтесь ко мне в молитвах всегда, когда что-то неясно, и я буду вам помогать».

«Я вас там буду встречать».

Почила о Бозе блаженная прозорливая старица схимонахиня Феодосия из г. Скопин Рязанской области. Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 22 июня – день празднования Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка, произошла производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителя этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.

Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя. Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.

Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.
Всем нам живущим в эти трудные кануны испытаний повезло в том, что недалеко от нас уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен. По милости божией и я сподобился под благословение святой старицы…

Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 23 июня – день празднования Собора Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.

Кратко о жизни самой матушки Феодосии

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский и селом Новые Кельцы, где ей предстояло прожить после производственной травмы около 15 лет. Эта деревня в довоенные годы насчитывала более пятисот дворов. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Дети Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. Там и произошла памятная производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Неперспективную деревню Велемья, где вскоре не стало и родителей, пришлось поменять на село Новые Кельцы и поселиться у родственников по материнской линии. Село имело свой медицинский пункт, дорогу, что связывала с райцентром и самое главное, это был передовой колхоз, где бурлила жизнь. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителей этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить.

Но со временем её состояние улучшилось. Наталья принимала соки, лёгкую пищу. Стала возвращаться речь. Тогда и начались первые сообщения пророческого дара. Сестра Ольга, когда получила собственное жильё, вскоре перевезла больную в посёлок Октябрьский, где сама продолжала трудиться. Первое время она ухаживала за Натальей сама, потом на добровольных началах это стала делать её подруга. Благодаря ей и распространился слух об удивительных способностях выздоравливающей Наталье Косоротихиной. В это время уже началась Перестройка и РПЦ стала возвращать свои утраченные позиции и открывать храмы. Всё чаще Наталья Никифоровна обращала на себя внимание верующих и самих священников. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.

Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя.

Приезжающие занимали место в порядке «живой очереди» с 20-00 часов вечера. Готовили свои вопросы. Иногда согласовывали детали общения с обслуживающим персоналом. Обслугой визита, как правило, занимаются две женщины. Время посещения не превышало пяти-десяти минут в зависимости от решения насущного вопроса. Но бывало, что некоторые проблемы требовали более продолжительного времени. Так как матушка в последнее время плохо слышит, то вопрос дублировался её помощницей. Ответ получали из уст матушки Феодосии.

Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.

Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.

Всем нам живущим в эти трудные кануны глобальных испытаний повезло в том, что недалеко от нас на скопинской земле уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен.


Комментарии

1. В память о Матушке - Мария Седова (Гость)
2015-04-27 в 01:29

Мы, родственники схимонахини Феодосии (Косоротихиной Натальи Никифоровны), по нашему общему соглашению в настоящее время ведем строительство сени над могилой приснопамятной старицы.​​​​​Однако нашлись люди, которые устроили смуту среди верующих г. Скопина и духовных чад матушки, пишут наполненные измышлениями письма и обращения во все инстанции.​​​​​​​​​​​​​Был сделан проект (кованая ажурная сень, остекленная изнутри витражным стеклом; мраморные надгробия; кресты и киот с мозаичной иконой; гранитный пол; кровля оцинкованным крашеным железом; главка и крест, покрытые нитридом титана – «под золото»).​​​​​​​​​​​​​Найдены в архивах данные о захоронениях рядом с матушкой ее родных.​​14 апреля этого года было начато строительство. Убраны кресты, плитка и временные надгробия с могил матушки и ее родственников, залита бетонная армированная плита площадью 3,5х4 метра и толщиной 20 см. с закладными. Работали с утра до позднего вечера в течение 3-х дней, а не ночью, как говорят некоторые. ​​К сожалению, распространяются бредовые слухи, что «матушку замуровали», «раскопали и залили гроб бетоном», «она не сможет выйти на Страшный Суд», и даже «матушку украли и залили все бетоном, а ее одежду режут на кусочки и продают», и прочую чушь.​​​​​​​​​​​​​Почему именно плиту? ​​​​​​​​​​Во-первых, если делать ленточный фундамнт, его пришлось бы копать на приличную глубину 1,5-2 м. (вес конструкции около 6-ти тонн), что недопустимо, поскольку кладбище старое и неминуемо были бы затронуты старые захоронения. По этой же причине пришлось отказаться от использования винтовых свай (не хотелось ввинчивать металлические сваи в рядом лежащих покойников).​​​​​Во-вторых, конструкция, благодаря общей платформе, получит цельность и прочность основания, и нагрузка от надгробий и пола будет равномерно распределена.​В-третьих, это будет серьезным препятствием для вандалов.​​​​С духовной точки зрения такой тип захоронения – «под спудом», широко известен в церковной практике. Множество православных святых захоронено таким образом: святитель Василий Рязанский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская, святитель Леонтий Ростовский, святые, захороненные в Московском кремле и Троице-Сергиевой Лавре, и многие другие. Таким же образом похоронен приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и многие иерархи и духовенство.​​​​​​​​Кроме того, матушка и сейчас лежит в склепе, накрытом бетонными плитами, и это не вызывает возмущения, где логика?​​​​​​​​Мы надеемся на понимание всех, чтущих память матушки, и просим не участвовать в распространеннии глупых и клеветнических слухов, не порочить ее святое имя и светлую память.

Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое.

Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое

– Отец Константин, расскажите, что вы помните о матушке Феодосии?

– Такое, я думаю, забыть нельзя. Ее молитвами, можно сказать, и держался весь мир. И сейчас после кончины нас матушка не оставляет своими святыми молитвами. Чувствуется ее помощь, ее молитва непрестанная. Хотя, когда мы ходили к матушке, мы не искали никаких чудес, знамений. Сами знаете, кто ищет, Господь наш Иисус Христос сказал, что лукавые прелюбодеи, есть чудеса и знамения, которые ему не дадутся. Такого не было, чтобы мы как священники ждали, знамений каких-то, исцелений. Ходили как к болящему человеку, утешая тоже так же молитвенно, и просили святых молитв у матушки. И Господь по ее святым молитвам давал просимое. Каждый, я думаю, получал утешение, каждый чего искал, того находил. Люди искали духовного – находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета, получали мирской совет. Матушка отвечала на все вопросы каждому, что интересовало его в его жизненном пути.

– Как вы узнали о матушке?

– О матушке я знал с детства, лет, наверное, с шести, слышал от бабушек, еще до пострига была она еще матушка Наталья. Люди посещали, ходили как болящую проведывали ее, они звали ее сестричка Наталья. А потом в уже более осознанном возрасте пришел в храм алтарником, я попал лично к ней в келью еще до пострига. А потом, когда отец Авель совершил над ней монашеский постриг, матушка стала здесь такой знаменитой, люди стали знать, что есть у нас такая матушка Феодосия. Тогда в советские годы приходили те люди, кто знал, кого матушка знала. Тогда не было, как сейчас, были гонения, но все равно люди приходили тайно, просили святых молитв, духовный совет, утешались.

– Какую помощь она оказала вам лично?

– Да любую помощь, с какой я ни обращался. Есть конкретный вопрос, который касается лично меня, не могу сказать, это личное, сокровенное, тайна. Матушка никогда не любила ничего разглашать. Она жила по Евангелию, делала так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Если матушка что-то делала, она не велела никогда разглашать. Я думаю, это кого-то конкретно касается, однако, придешь, объясняешь ей: вот такая-то такая проблема, она улыбнется тебе: «Батюшка, хорошо, помолимся» и все, вверх летишь.

– Батюшка, может, с другими людьми какой случай полезно огласить.

– А я думаю, другие люди сами должны о себе рассказать. Приходит на память сила ее молитвы, ее сам пример терпения, смирения, любви. Представляете, вот мы, священники, исповедуем людей. Приходишь, падаешь буквально на диван, а сколько матушка принимала в день людей? И день и ночь… До самого утра, практически, шел поток людей. И ведь отвечала на вопросы, каждого встречала с любовью, всем улыбалась, как можно это вытерпеть да не пороптать? Разве это нам не пример? Живой пример! Терпение, смирение. Дай Бог, чтобы мы, туда ходящие, видели и хотя бы чему-то научились.

– На ее похоронах было очень много детей: младенцев, дошкольников. Обычно на похороны стараются не брать таких маленьких.

– Это была Пасхальная радость. Матушка преставилась в день нашего престольного праздника святых благоверных князей Бориса и Глеба, как раз у нас была архиерейская служба, и такое произошло событие: Господь призвал ее в селение праведных, ведь просто так ничего не происходит, мы сами это знаем. Поэтому для всех это была просто радость. Матушка из временной жизни перешла в жизнь вечную, она шла к Богу.

– Она обладала особым даром. Сейчас большая проблема в семьях молодых – детей Бог не дает. Обращаясь к ней, Господь давал детей.

– По вере вашей да будет вам. Я думаю, такие случаи были, и не единичные, их было много. Люди веровали, что ее молитвами так будет, и так получалось. Ведь по вере нам Господь подает, вера без добрых дел мертва есть. Все взаимосвязано.

Батюшка, а вы не помните, когда был постриг?

– Я в это время как раз поступил в Рязанское духовное училище, это был или 1996, точно не могу сказать, это есть в епархиальном управлении, еще при владыке Симоне это было. Как раз присутствовал митрополит Ивановский Иосиф, отец Авель.

– А какие этапы жизни матушки вы выделите?

– Я по ее наставлению принял сан священства. Матушка руководила нами, давала духовные наставления. Когда я лично беседовал с матушкой, я никогда не дерзал что-то у нее такое расспрашивать. То, что матушка рассказывала, да. Была такая большая масса народа, что стыдно матушку задерживать и людей, которые шли с такими важными вопросами, а люди едут издалека, добираться, ждать – это долго ведь, на каждый вопрос люди ждали ответа. Если матушка рассказывала, а рассказывала она много чего. Матушка показывала своей жизнью пример, учила всех жить в любви: «Где мир, там и благодать Божья. Живите с миром».

– Известно, что она 40 лет лежала без движения, а когда она начала молиться?

– Это лучше расскажут женщины, которые ходили и ухаживали за матушкой. Была ее сестра Ольга, матушка пришла в себя где-то в 70-е годы, а потом говорить стала притчами, старушки которые ходили, рассказывали. Матушка начинала как-то издалека, а потом человек понимал, что матушка говорила о его жизни, а не про кого-то. Так мягко, деликатно, а потом уже матушка стала говорить прямо. Это уже для нас, потому что мы такие бестолковые, чтобы мы поняли, уже конкретно матушка называла все своими именами. Но, если человек приходил, начинал упорствовать, матушка никогда не настаивала, никому себя не навязывала. Спросят совета – ну вот так вот поступите, Господь открыл. Человек упорствует, не хочет: матушка, а, может, вот так? Матушка: «Ну, как хотите». Тогда выполняйте волю не Божью, а свою. Соответственно, ничего не получалось, это разрушалось. Бог гордым противится.

– Интересно, что матушка говорила о сохранении семьи, крепости семейной?

– Матушка только и говорила: «Живите с миром, чтобы брак ваш был венчанный. Водите деток в храм, исповедуйте, причащайте». Когда человек приходил, она сразу спрашивала: «А вы в Божий храм-то ходите, вы исповедуетесь? А вы причащаетесь? А брак у вас венчаный?» Это были первые ее слова, сколько мне приходилось слышать.

– А если кто уходил из супругов, как она к этому относилась?

– Как можно к этому относиться? Как к трагедии. Если люди шли за помощью, думаю, возвращались. Бывало такое, когда семьи соединялись вновь. Я не буду разглашать, это было ее святыми молитвами. Что такое «развенчание»? Если ребенка покрестили, его можно раскрестить? А как можно развенчать? Что такое зачин? В истории русской православной церкви такого чина не было. Если уже разрушен брак грехом прелюбодеяния, если там жизнь становится невыносимой, то люди идут к архиерею, чтобы получить благословение на второй брак. Если простят супруги друг друга, если покаются, всякий грех простится человеку. Венчал я браки, когда умирал супруг, и умирала супруга, такое было в моей личной практике. А развенчаться – такого у меня еще не было. Мы с матушкой на эту тему никогда не беседовали. Она говорила так: «Батюшки знают, они пастыри церкви». Или, допустим, какой-то священник приходил и что-то сугубо спрашивал, то она говорила: «Батюшка, ты обратись с таким вопросом к своему владыке». Отсебятины никакой не было.

– Она говорила об изменении канонов церкви?

– Такие тонкие вопросы мы никогда с ней не поднимали. Матушка говорила: «Живите по заповедям Божьим», говорила: «Батюшка, я ведь неграмотная, в семинарии не училась». Эти канонические вопросы касаются и священнослужителей, это тонкие богословские вопросы.

– Книги «Кормчий» вы не видели, не встречали у матушки в библиотеке?

– Такого я не встречал. У матушки всегда лежала Псалтырь. Я тонкостей не знаю. У нее такие старцы были, как отец Наум, поэтому, я думаю, там руководство было. Если такие старцы приезжали за молитвой, то здесь даже говорить не приходится. Помните притчу такую, архимандрит Павел (Груздев) рассказывал? Жили три человека, попали они на необитаемый остров. Приехал к ним архиерей, спросил, как вы молитесь? «Владыка, мы люди простые, неграмотные, вот так: «Господи, трое вас и трое нас, помилуй нас!» «Да вы что, вы неправильно молитесь, таких молитв нет». Покормили владыку, отправили его. И видит владыка: бегут эти три человека за ним по воде: «Владыка, прости нас Христа ради, мы забыли, как молиться правильно, научи нас». «Я все молитвы знаю, все каноны Божьи, но по воде я ходить не умею. Как молились, так и молитесь». Так и здесь. Как она молилась? Это знает только сам Господь. Мы ощущали на себе ее дар молитвы.

– А за что ей был дан такой дар? Ведь она была простой девушкой-крестьянкой?

– Мы же не можем знать путей Господних? Пути Господни неисповедимы. Это тайна, которая ушла вместе с матушкой. Как Господь говорит: «Ваши мысли – это не мои мысли». Господь знает, что не стоит село без праведника, и Господь всегда дает каждому роду, каждой местности какого-то молитвенника. Сколько было всегда в селах таких болящих, юродивых! Как апостол Павел нас, христиан, предупреждает: испытывайте духов, от Бога ли они? Я думаю, каждый должен об этом знать.

– Как матушка относилась к гражданским бракам?

– А что такое гражданский брак? Это когда молодые люди соединяются и живут без росписи, без венца. Это чистый блуд, если он ни родителями, ни церковью не благословлен, то как можно к этому относиться? Конечно, матушка говорила, чтобы брак был зарегистрирован. В тонкости, как матушка относилась к только зарегистрированным бракам, не вникал. Мы, священники, приходим, помолимся, она: «Отцы духовные, простите, благословите меня» и все, и мы уходили. Когда владыка приезжал, то говорили: «Матушка, помолись, чтобы все было хорошо, все-таки архиерей едет». Она только утешала: «Батюшка, все будет у вас хорошо». Ну так и бывало. Матушка каждого утешала, даже каждым своим взглядом. Иногда на нее посмотришь: Мы все приходим на своих ногах, в добром здравии. Кто-нибудь бы сказал: «Матушка, а как вы себя чувствуете?» Столько лет лежать, столько принимать людей, по-человечески бы пожалеть человека, она себя всю отдавала, полностью, служению. Не мы ей служили, а она нам.