Страхование транспорта. Особенности страховых покрытий на железной дороге Страхование жд транспорта

Эксплуатация железнодорожного транспорта сопряжена с серьезными рисками. В частности, уничтожения или повреждения состава. Если произошла авария, то в большинстве случаев это приносит большие убытки для компании.

Также ЧП приводит к различным дополнительным расходам, например, косвенным убыткам, неполучение прибыли, устранение последствий аварии и т.д.

Однако уже достаточно давно страховые компании разработали услугу по защите железнодорожных составов. Используя ее, каждая компания способна оградить себя от множества рисков, связанных с эксплуатацией данного вида транспорта.

Субъекты и объекты договора страхования транспорта на железной дороге

может выступать любое юридическое лицо, которое имеет лицензию на оказание услуг по защите железнодорожного транспорта.

Для страхователей выделено три группы, в которые входят различные компании, а именно:

  • федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • организации, которые владеют данным видом транспорта на правах собственности или иных законных основаниях;
  • юридические лица, которые являются собственниками или владельцами состава;
  • физические лица, которые являются предпринимателями и владеют составом на праве собственности или других законных основаниях.

К страховым случаям относятся следующие события.

Крушение – возмещаются убытки из-за полного или конструктивного уничтожения имущества, которое произошло в результате столкновения с другим транспортом или из-за схода с путей на станциях или перегонах.

Хищение – возмещаются убытки из-за противоправных действий третьих лиц, которые были признаны таковыми компетентными органами.

Авария – возмещаются убытки из-за повреждения объекта в случае его столкновения с другим транспортом или из-за схода с путей на станциях или перегонах.

Противоправные действия других лиц – возмещаются убытки, наступившие в результате хулиганства, поджога и других умышленных противоправных действий. Пожары или взрывы, а так же стихийные бедствия.
Полным уничтожением объекта защиты признается такое повреждение, при котором общая сумма расходов по устранению повреждений составляет сумму покрытия данного транспорта.

Конструктивное уничтожение признается при таком повреждении, при котором затраты на осуществление ремонта составляют 75% и более от суммы покрытия.

Условия договора могут быть расширены по соглашению сторон и покрывать дополнительные риски, которые не предусмотрены стандартными правилами.

В входит возмещение и расходов, которые были произведены для уменьшения или предотвращения страховых событий, предусмотренных договором.

Стоимость и сумма покрытия страховки ж\д транспорта

Правилами страхования железнодорожного транспорта предусматривается установление размера покрытия по соглашению сторон, однако он не может превышать действительную стоимость объекта защиты.

Действительная стоимость определяется на день оформления полиса исходя из цен, установленных компаниями-изготовителями, и других факторах, которые могут повлиять на нее.

Учитывается и процент износа за время использования состава на основе отчетности, договора аренды, документов по купле-продаже или заключения оценщика.

При определении стоимости полиса за основу берется базовая тарифная ставка, после чего она корректируется с помощью повышающих или понижающих коэффициентов.

Применение различных коэффициентов зависит от множества различных факторов, например, особенности деятельности компании, степень риска и т.д.

Перед применением коэффициентов потребовать различную дополнительную информацию и документы для изучения, с целью установления степени рисков и других факторов, влияющих на него. Предусмотрено увеличение стоимости полиса в случае заключения договора на срок менее 1 года.

Оформление полиса страхования ж\д транспорта

Полис оформляется на основании письменного заявления со стороны страхователя.

По требованию страховой фирмы должны быть предоставлены:

  • документы, которые подтверждают право собственности, аренды, лизинга или другого законного владения имуществом;
  • бухгалтерские документы, которые подтверждают стоимость транспорта;
  • документы, по которым возможно установить технические характеристики транспорта.

Дополнительно компания должна сообщить все известные обстоятельства, сведения и данные, которые могут существенно повлиять на степень риска и возможность наступления страхового события. В случае предоставления заведомо ложных сведений полис будет признан недействительным.

Страхование транспортного процесса на железной дороге по всем его составляющим технологическим элементам призвано обеспечить его стабильное функционирование. Технологически производство разделяется на начально-конечные и движенческие операции. Деление транспортного процесса создает основу для аналогичного деления и страховых процессов, а именно на страхование в начально-конечных пунктах маршрута и страхование движенческих операций транспортного процесса.

Специфика страхования на транспорте обусловлена именно движенческим характером транспортного процесса. С ней связано большинство рисков железнодорожного транспорта.

Страховые процессы в начально-конечных пунктах транспортировки имеют некоторую специфику. Одной из особенностей реализации страховой защиты в начально-конечных и промежуточных пунктах маршрута становится ее организация при условии, что они являются таможенными пунктами стран, между которыми осуществляется процесс транспортировки грузов и пассажиров.

Другая особенность страхования в начально-конечных и промежуточных пунктах транспортировки - это обеспечение страховой защитой гражданской ответственности операторов, организующих движение подвижного состава соответствующих видов транспорта, осуществляющих движенческие операции и проводящих технический контроль подвижного состава при его нахождении в данном пункте. К таким видам страхования относится страхование гражданской ответственности диспетчерского и технического состава железнодорожного транспорта, обеспечивающего контроль за безопасным продвижением по путям железнодорожных составов.

Страхование железнодорожного подвижного состава

Страхование железнодорожного подвижного состава выгодно страхователю (собственнику или арендатору состава), так как необходимо обезопасить себя от случайных бед, происходящих на железнодорожном транспорте.

Объектами страхования в том виде страхования являются существенные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением и пользованием железнодорожным подвижным составом. Страхование производится на случай повреждения, уничтожения или утраты подвижного состава. В связи с этим страхованию подлежат:

§ тяговый подвижной состав (локомотивы всех видов, дизельпоезда, турбопоезда, автомотрисы, авто- и мотодрезины, мотовозы);

§ вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рестораны, служебные, изотермические, специальные вагоны, скрытые, полувагоны, платформы, цистерны, цементовозы, транспортеры, вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, легковых автомобилей).

По данному виду страхования предлагается заключение договоров страхования железнодорожного подвижного состава сроком на один год и менее с юридическими лицами (собственниками или арендаторами железнодорожного подвижного состава).

Действие договора распространяется, как правило, на территорию Российской Федерации. По согласованию со страховщиком страховая защита по договору страхования может также предоставляться на территориях стран-членов СНГ и дальнего зарубежья с уплатой стразовой премии по повышенному тарифу. По заключаемым договорам страхования страховая компания «АСКО-Москва», например, предоставляет защиту от рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава (его единиц), наступивших в результате:

§ крушения, аварии, столкновения или схода с рельсов (как в поездках) так и при маневровой работе);

§ пожара, взрыва;

§ стихийных бедствий (наводнения, бури, урагана, ливня, землетрясения, обвала, оползня, снегопада, удара молнии, смерча, града);

§ противоправных действий третьих лиц.

Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно по каждому риску.

Указанные стразовые риски означают следующее.

Повреждение - нарушение целостности застрахованного подвижного состава, изменение его внешнего вида, приведение в негодность отдельных его частей в результате крушения, аварии, столкновения, схода с рельсов, пожара, взрыва, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц. При повреждении состава возможно восстановление, исправление или ремонт.

Уничтожение - приведение застрахованного подвижного состава в полную негодность, в результате чего он не может быть использован в соответствии со своим назначением и подлежит списанию.

По согласованию сторон на особых условиях по повышенному тарифу страховщик может предоставить страхователю страховую защиту от риска утраты железнодорожного подвижного состава.

Утрата - полная невозможность установления местонахождения вагона (длительное безвестное отсутствие вагона, которое принято считать за его полную действительную гибель).

Не являются страховыми случаями повреждение, уничтожение или утрата железнодорожного подвижного состава, явившиеся следствием:

§ горения, обусловленного спецификой технологического процесса производства или условиями работы промышленных установок и агрегатов, а также обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменений других качественных характеристик, если не произошло распространение горения;

§ коротких замыканий электросетей в электрооборудовании на железнодорожном подвижном составе, не вызвавших распространение пожара за пределы аппарата, агрегата, механизма;

§ повреждения подвижного состава перевозимым грузом;

§ воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

§ гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;

§ изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов;

§ в случае самовольного занятия подвижного состава железной дорогой для перевозки грузов других отправителей;

§ других случаев, относимых законодательными актами к перечню оснований для отказа страховщика произвести страховую выплату.

Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, уничтожения и утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть согласно Правилам страхования ниже 40 процентов стоимости единицы нового подвижного состава.

Максимальная страховая сумма по риску повреждения при страховании единицы подвижного состава не может быть выше страховой (действительной) стоимости застрахованной единицы подвижного состава.

По каждой единице подвижного состава страховая сумма устанавливается по согласованию сторон, но она не может быть более действительной стоимости единицы подвижного состава на момент заключения договоров страхования. Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы подвижного состава с учетом износа на момент заключения договора страхования. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она ниже или равна действительной стоимости единицы подвижного состава, определенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рынке.

Размер страхового тарифа по договорам страхования зависит от степени риска, которая обуславливается рядом факторов (срок службы, тип и количество единиц подвижного состава и т.п.) и определяется при заключении договора страхования.

Если в период действия договора страхования произошло повышение цен на железнодорожный подвижной состав, страхователь по согласованию со страховщиком может увеличить размер страховой суммы с доплатой страхового взноса за оставшийся срок действия договора страхования.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. Для его заключения страхователь должен предъявить страховщику следующие документы:

§ технический паспорт единицы железнодорожного подвижного состава;

§ распоряжение на право курсирования по сети железных дорог;

§ акт технического осмотра железнодорожного подвижного состава;

§ свидетельство о техническом состоянии кузовов вагонов, котлов цистерн и запорно-предохранительных устройств для перевозки опасных грузов;

§ договор аренды (для арендатора);

§ выписку из книги освидетельствования котлов цистерн, работающих под давлением.

В отдельных случаях может потребоваться справка о балансовой стоимости страхуемого железнодорожного подвижного состава. При заключении договора страхования страхователь обязан предоставить возможность представителю страховщика осмотреть подвижной состав.

При сроке действия договора страхования не менее одного года страхователю может быть предоставлена льгота, если он не обращался за получением страхового возмещения.

Страховое возмещение выплачивается в соответствии с договором страхования:

§ при повреждении железнодорожного подвижного состава из расчета стоимости его восстановления, которая определяется в следующем порядке: к стоимости запасных частей, деталей, принадлежностей прибавляется стоимость восстановительных работ, а затем вычитается стоимость остатков, пригодных для дальнейшего использования на момент страхового случая;

§ при утрате, уничтожении железнодорожного подвижного состава выплачивается полная страховая сумма с учетом предыдущих выплат и за вычетом стоимости остатков, пригодных для дальнейшего использования или утилизации.

В калькуляцию включаются только те расходы, которые вызваны страховым случаем. При составлении калькуляции учитываются цены на запасные части и тарифы на ремонтные работы, действовавшие на момент страхового случая.

Если на момент страхового случая страховая сумма окажется меньше стоимости застрахованного подвижного состава страхователя, сумма убытка оплачивается пропорционально соотношению страховой суммы и стоимости подвижного состава.

Если в процессе ремонта подвижного состава обнаружены дополнительные повреждения, связанные со страховым случаем, страхователь вправе обратиться к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения за эти повреждения. В этом случае страховщик определяет размер ущерба и выплачивает страховое возмещение согласно дополнительной калькуляции.

В калькуляцию не включаются:

o стоимость технического обслуживания, деповского и заводского ремонта подвижного состава;

o стоимость работ, связанных с реконструкцией или переоборудованием подвижного состава, ремонтом или заменой его отдельных частей, деталей и принадлежностей из-за изношенности, технического брака и т.п.;

страхование железнодорожный транспорт

o стоимость замены (вместо ремонта) тех или иных узлов и агрегатов в сборе из-за отсутствия в ремонтных предприятиях необходимых запасных частей, деталей для ремонта этих узлов агрегатов.

Если единица застрахованного подвижного состава (например, вагон) утрачена (похищена), страхователю выплачивается страховое возмещение, причем перед выплатой составляется договор, по которому страхователь отказывается от своих прав на застрахованный вагон либо обязуется в случае обнаружения застрахованного вагона возвратить страховое возмещение в установленной договором срок. При переоформлении застрахованного вагона в собственность страховщика расходы обе стороны несут поровну.

Заявление о выплате и все необходимые документы при наступлении страхового случая страхователь обязан представить страховщику не позднее установленного договором срока. В противном случае страховщик оставляет за собой право отказать в страховой выплате.

Для получения страхового возмещения страхователь должен представить согласно правилам страхования следующие документы:

o в случае пожара - справку органов пожарного надзора, калькуляции, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта Министерства путей сообщения;

o в случае крушения, аварии, столкновения или схода - заверенную копию акта МПС, калькуляцию и фотографии поврежденного объекта;

o в случае повреждения в результате противоправных действий третьих лиц - справку из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, калькуляцию, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта МПС;

o в случае утраты вагонов или его частей - копии документов, представляемых страхователем при оформлении договора страхования, копии документов, подтверждающих объявление и розыск подвижного состава (копии телеграмм, переписка с железной дорогой об утрате вагона).

В выплате страхового возмещения может быть отказано, если:

o уничтожение или повреждение произошло в результате умышленных действий страхователя (либо лица, действовавшего по поручению или с ведома страхователя), установленных компетентными органами;

o страхователь не предъявил страховщику или его представителю поврежденный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварийного подвижного состава с видимым железнодорожным номером;

o ущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинении (если ущерб возмещен частично, в размере, меньшем чем причитающееся страховое возмещение, выплата осуществляется с учетом сумм, полученных страхователем от виновного лица);

o страхователь или его представитель нарушил правила перевозок грузов (например, загрузка не предусмотренным грузом превышения норм загрузки подвижного состава);

o ущерб нанесен в результате нарушений страхователем или его представителем Правил технической эксплуатации железных дорог;

o при утрате, уничтожении или повреждении подвижного состава страхователь не представил все необходимые документы;

o события произошли до начала или после окончания срока действия договора страхования;

o страхователь не выполнил или отказался выполнять условия договора страхования, а также в других случаях, установленных законодательством или правилами (договором) страхования.

Страховщик рассматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение срока, установленного в договоре страхования, и принимает решения о признания случае страховым, о чем составляется страховой акт, либо представляет страхователю мотивированный отказ.

В настоящее время передвижение и перевозки железнодорожным транспортом являются самыми безопасными. Но, несмотря на этот факт, аварии на железных дорогах имеют место быть. То мы слышим о столкновениях составов, то о сходе с рельсов вагонов. А иногда поезд может надолго задержаться в пути и прибыть на место назначения с опозданием в связи с климатическими условиями. Всё это те «непредвиденные» ситуации, о которых хочется обезопасить свой бизнес, минимизировать финансовые потери. Решить данные проблемы поможет страхование средств железнодорожного транспорта.

Какие же средства железнодорожного транспорта подлежат страхованию?

Подлежат страхованию:

  • локомотивы;
  • моторвагонный подвижной состав;
  • вагонный состав грузового назначения;
  • вагонный состав пассажирского назначения.

Отметим, что эти средства могут быть оформлены в собственность или находиться в аренде. Средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке и быть технически исправны.

Что является страховым событием?

  • аварии в результате столкновения поездов, а также схода с рельсов;
  • пожары и взрывы;
  • крушения поездов, возникшие из-за стихийных бедствий (землетрясения, сильнейшие снегопады, смерчи и пр.);
  • обвалы горных пород и просадка грунта;
  • неправомерные действия третьих лиц (грабеж, разбой);
  • падение летательных аппаратов.

В результате этих событий средства транспорта могут быть частично повреждены, либо полностью утрачены. Финансовое возмещение по страховому полису направляется на устранение повреждений, на возмещение расходов по оценке и экспертизе.

Каковы тарифы по страхованию?

В зависимости от типа железнодорожного состава тарифы, предлагаемые страховщиками, варьируются от 0,06% до 0,25 % от страховой суммы. В свою очередь, страховая сумма определяется текущей стоимостью средства транспорта на момент заключения договора страхования. Часто в договорах страхования используют франшизу. Франшиза — это определенный размер убытка, не подлежащий возмещению.

Договор страхования можно заключить на разные сроки: от 3 месяцев до 3-х лет. Оплатить страховой полис возможно единовременно или в рассрочку, как налично, так и безналично.

Страхование железнодорожного транспорта. Выбор страховой компании

Железнодорожный транспорт очень прилично стоит. И финансовые потери при его повреждении значительны. Поэтому страховая компания должна обладать солидным уставным капиталом и иметь большой опыт в ведении страхового бизнеса. Из известных компаний можно предложить СК АльфаСтрахование, РОСГОССТРАХ, ИНГОССТРАХ, РЕСО-Гарантия. Онлайн-специалисты этих компаний окажут практическую помощь при предварительном расчете стоимости полиса и ответят на Ваши вопросы. Также в настоящее время практикуется выезд к клиенту в офис для решения вопроса о страховании. , получив его электронный вариант на e-mail.

Всегда ли возмещаются?

Нет, не всегда. В Правилах страхования указаны страховые случаи, когда они таковыми не признаются. К ним относятся форс-мажорные обстоятельства, например, массовые беспорядки и военные действия. А бывает, что обстоятельства возникли по чьим-то умышленным действиям. Если данные факты докажут, то страхователь выплат не получит.

Это основные моменты при страховании средств железнодорожного транспорта. Конечно, при принятии решения о страховании, стоит учесть реальность возникновения страховых случаев. В зависимости от этого можно выбрать страхование только по некоторым видам рисков. Взвесьте все «за» и «против» и примите верное решение.

Страхование в этой сфере позволяет защитить различные транспортные средства и оградить себя от опасностей, возникающих на суше, в море и в воздухе.

Следует отметить такие виды транспортного страхования в зависимости от разновидностей существующих ТС:

  • автомобильное;
  • железнодорожное;
  • водное;
  • воздушное.

Объектами такого страхования могут быть грузы и непосредственно конструктивные части транспортных средств. КАСКО является добровольным страхованием ТС и отнесенного к ним по договору оборудования.

Карго распространяет защиту и на груз, который находится на корабле, машине или поезде во время их маршрутного следования или остановки.

Какие имеет особенности

Говорить о том, что и карго это только два единственных направления в транспортном страховании было бы неуместно.

Ведь можно застраховаться фрахт, комиссию, куртаж и прочий интерес агента, а также договор денежного займа для покупки ТС.

Суммы страхования по договорам отвечают их реальной рыночной стоимости и не могут быть завышены. Если это правило будет не соблюдено, любое страховое соглашение можно признать недействительным.

Возникающие убытки по аварии любого ТС распределяются равномерно между страховыми объектами пропорционально их стоимости.

Убытки по частной аварии страхуются отдельно. Они не связаны с общей опасностью, которой подвергаются объекты страхования. Такие убытки несут потерпевшие и виновники аварии.

Страхование КАРГО не уступает в популярности КАСКО. Защитить можно не только судно или автомобиль, но и груз, перевозимый на нем. Страхователями могут быть юридические и физические лица, которые являются грузоотправителями или грузополучателями.

Страховая сумма по КАРГО не может превышать действительной стоимости груза. Объект страхования принимается под защиту в том количестве, которое отвечает сумме, указанной в договоре. Цена груза определяется по перевозочным документам.

Определенную специфику имеет страхование контейнеров. Они используются для перевозки грузов или хранения продукции, поэтому не могут быть застрахованы по карго.

Страхование обычно осуществляется по специальным договорам, которые формируются на базе английских стандартных условий. Страхование контейнеров может предусматривать защиту ото всех рисков или же от их части.

В первом случае страховка защищает от всех потерь, но повреждения устраняются в зависимости от установленных страховых лимитов.

Если говорить о страховании с точки зрения существующих видов транспортных средств, то наиболее важным в этой сфере является страхование автомобилей. Именно такой транспорт является неотъемлемой частью большинства сфер предпринимательской деятельности.

При страховании автотранспортных средств существует много практических возможностей внедрения выбранного страхователем механизма защиты.

Например, по КАСКО можно застраховать свою машину по таким комбинациям рисков:

  • повреждение, гибель, хищение имущества+гражданская ответственность;
  • гибель+угон автомобиля;
  • хищение автомобиля+расширение рамок гражданской ответственности.

Невозможно застраховаться только от риска хищения или угона автомобиля, а все остальное на практике воплотить довольно просто.

Условия договора

Все договоры в системе транспортного страхования имеют простую письменную форму. Заключение соглашения ознаменовывается или получением экземпляра договора или вручением страхового свидетельства. Стороны договора неизменны: страховщик, страхователь, выгодоприобретатель.

При оформлении КАСКО страхователями будут владельцы, распорядители или обладатели транспортного средства.

При оформлении полиса КАРГО страхователями будут считаться владельцы груза, в том числе это грузоотправители и грузополучатели.

Выгодоприобретателями по договору станут все те лица, в пользу которых страхователь будет оформлять полис.

Существенными условиями договора транспортного страхования являются:

  • предмет (имущественные интересы страхователя);
  • страховой случай, комплекс рисков;
  • страховая сумма;
  • размер и порядок внесения страховых взносов;
  • срок действия договора;
  • другие условия.

В договоре страхования обязательно будут обозначены права и обязанности сторон, а также исключения из страховых случаев.

Страховое соглашение будет также вмещать информацию о том, когда ответственность относительно выплаты страховой компенсации снимается со страховщика и порядок расторжения договора.

Выплата страхового возмещения всегда проводится в рамках существующей суммы страхования и пропорционально нанесенным убыткам.

Договора в сфере страхования транспорта обычно заключаются на срок, не превышающий одного года. Страховые взносы можно вносить разово или распределив по равным частям два – три раза в год.

Страхование железнодородного транспорта

Железнодорожный транспорт сегодня по праву является наиболее выгодным для перевозки пассажиров и грузов. Он неимоверно безопасный и дешевый, поэтому и является ценным активом, неотъемлемой составляющей современного предпринимательства.

Повреждение или утрата железнодорожного состава может стать настоящим финансовым потрясением для любой компании.

Страхование железнодорожного транспорта является эффективным инструментом противодействия рискам, которым он подвергается и возможностью избежать финансового коллапса при повреждении или гибели транспортной единицы.

Застраховаться можно от потери, повреждения или полной гибели передвижного состава, которые возникли в результате:

  • пожара, взрыва;
  • падения летальных аппаратов или их частей;
  • стихийного явления;
  • противоправных действий третьих лиц;
  • катастроф, арий и прочих инцидентов.

Защитить можно не только сам передвижной состав, но и груз, который подлежит перевозке по железнодорожным сообщениям.

Правила

Страхование железнодорожного транспорта проводится на договорной основе. Страхователь подает заявление на оформление страховки. Кроме его, сторонами контракта будут страховщик и выгодоприобретатели.

При составлении страхового соглашения заявитель обязан предоставить всю известную достоверную информацию об объекте гарантированной защиты.

Предметом страхового соглашения являются имущественные интересы страховщика. На страхование принимается технически исправный ЖТ, зарегистрированный в определенном законом порядке.

Защитить можно следующее имущество:

  • единицы передвижного состава;
  • единицы тягового передвижного состава;
  • железнодорожные контейнеры всех видов;
  • дополнительное оборудование, которое является частью ЖС;
  • отремонтированные или обновленные единицы передвижного состава или дополнительного оборудования.

К передвижному составу относят:

  • вагоны и полувагоны;
  • платформы;
  • цистерны;
  • рефрижераторы и прочее.

К тяговому передвижному составу относят:

  • электровозы;
  • тепловозы;
  • паровозы;
  • электрички;
  • дизельные поезда;
  • газотурбовозы и другие ТС, которые могут автономно передвигаться.

В договоре гарантированной защиты жд транспорта обязательно указываются риски, и страховые случаи, при возникновении которых будет выплачиваться компенсация.

Страховщик покрывает расходы по фактическому ущербу, а в определенных случаях и дополнительные траты, которые были спровоцированы страховым инцидентом.

Степень риска по договору может быть изменена. Это обстоятельство чаще всего влечет за собой увеличение размера страховых платежей. При смене степени страхового риска составляется дополнительное соглашение, которое подписывается сторонами.

Страховое соглашение может действовать на территории всей РФ, а также в странах, которые укажет страхователь в основном документе.

Срок действия страхового соглашения может разделять на отдельные периоды. Периодом является часть гарантийного срока, на протяжении которого действует полис. Максимальный период практически никогда не превышает 12 месяцев.

Страховое соглашение в отношении единицы железнодорожного транспорта или груза, который им перевозится, может быть заключено на срок:

  • менее 1 года;
  • 12 месяцев;
  • больше 1 года.

Контакт вступает в силу с момента уплаты первого страхового платежа. Отдельно необходимо сказать и о сумме страхования. Она устанавливается на базе рыночной стоимости объекта страхования и не может ее превышать.

Страховые суммы устанавливаются отдельно по каждому объекту страхования. Компенсационным лимитом будет та сумма, которую укажут стороны в договоре.

Лимит страхования может быть установлен:

  • по каждому риску;
  • по каждому страховому инциденту;
  • по первому страховому случаю;
  • согласно гарантийному договору.

Страховая сумма не является константой и может быть изменена на протяжении всего срока действия договора по желанию страхователя.

Страховая премия по договору будет зависеть от тарифов, которые базируются на:

  • рыночной стоимости ТС;
  • территории действия страхового договора;
  • срока страхования;
  • факторов, предопределяющих степень риска.

Страхователь может выплатить всю премию единожды или рассрочить платежи на два или три полупериода в рамках одного периода.

По договору страхования железнодорожных ТС может быть предусмотрена франшиза. Она устанавливается в отношении отдельных рисков, а также по всей рисковой группе.

Грузовой транспорт

Собственниками грузового транспорта чаще всего являются юридические лица, реже – ИП, физические лица. Но все при этом заинтересованы в сохранности своего имущества.

Транспорт такого типа предназначается для получения прибыли и оказания услуг, а его простой обычно выливается в большие суммы упущенной выгоды.

Для владельцев грузовых транспортных средств обращение к страховщикам является обязательным условием сохранности их имущества.

Грузовые транспортные средства подлежат обязательно страхованию по ОСАГО, а также могут быть застрахованы полисом КАСКО.

Тарифы ОСАГО определены государством, тогда как по КАСКО они будут индивидуальными для каждой отдельной единицы транспорта.

Особенность оформления КАСКО для грузовых транспортных средств в том, что страховщики устанавливают тарифные ставки в отношении к ним более лояльные, чем к легковым автомобилям. Это связано с тем, что грузовой транспорт является дорогим удовольствием, который реже легкового подвергается рискам.

При определении страховых тарифов большое значение имеют опыт водителя, техническое состояние ТС и безаварийность вождения.

Большинство владельцев предпочитает защищать себя от угона спецтехники. Дело в том, что некоторые виды грузовых автомобилей не являются даже участниками дорожного движения, поэтому риски ДТП практически нулевые в этом случае.

В страховом соглашении относительно защиты грузового транспорта обычно фигурирует франшиза, которая устанавливается в выгодном для обеих сторон размере.

Страховщик при этом не платит компенсацию, если ущерб был нанесен в незначительном размере, а страхователь проводит ремонтно-восстановительные мероприятия своими силами.

В таких случаях его основной интерес касается того, как избежать простоя спецтехники, поэтому самостоятельная починка оправдывает убытки от простоя.

Страхование транспортных средств является разновидностью имущественного страхования. Оно включает в себя гарантированную защиту от убытков по авариям и несчастным случаям в отношении водного, сухопутного и воздушного транспорта.

Страхование транспортных средств осуществляется на обязательной и добровольной основе и дает возможность защитить не только само ТС и его конструктивные части, но также и транспортируемый груз.

Видео: Виды страхования автотранспортных средств

Страхование железнодорожно-подвижного состава включает в себя страхование каско подвижного состава (вагонов всех типов) на случай уничтожения, аварии, столкновения или схода с рельсов (как в поездах, так и в маневровой работе), пожара, взрывов, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц.

Трудной стороной этого страхования является определение фактической стоимости транспортного средства. За основу берется или балансовая стоимость подвижного состава, либо оценочная стоимость, вытекающая из бухгалтерского учета страхователя в форме, принятой согласно методике переоценки материальных ценностей на соответствующем предприятии. При страховании арендованного имущества, как правило, берется стоимость, указанная в договоре аренды. Как правило, сами страховщики чаще всего участвуют в процессе определения действительной стоимости страхуемого подвижного состава. Обычно в полисе предусматривается возмещение расходов по предотвращению и уменьшению размера ущерба, а также по выяснению обстоятельств случившегося события и на юридическую помощь.

Страховая премия рассчитывается в процентах от страховой суммы и, как правило, не превышает 2 %. Ставки страховой премии зависят от типа подвижного состава, срока его эксплуатации, региона обращения, количества застрахованных единиц, характера перевозимых грузов, периода страхования. Страховая премия оплачивается единовременно или по договоренности со страховщиком в рассрочку.

Вместе со страхованием подвижного состава могут быть также застрахованы следующие риски ответственности:

● причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в ходе эксплуатации подвижного состава;

● причинение вреда окружающей природной среде;

● гибель, повреждение или утрата перевозимого груза;

● ущербы инфраструктуре (железнодорожные пути переездов и др.) .

Страхование локомотивов осуществляется в варианте гибели (утраты) локомотива и в варианте не только гибели (утраты), но и повреждения локомотива. Дополнительно может осуществляться страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, за причинение вреда окружающей природной среде. На сумму страховой премии оказывают влияние следующие факторы: количество единовременно перевозимых вагонов; характер перевозимых грузов; приблизительная стоимость единовременно перевозимого груза; ориентировочный грузооборот в год.

Страхование контейнеров уверенными темпами входит в практику транспортного страхования. При этом учитывается то, что значительная часть прибывших в Россию контейнеров с грузом уже застрахована в западных страховых компаниях, однако их покрытие не распространяется на территорию России и стран СНГ. Страхование контейнеров в пределах действительной стоимости оборудования принято осуществлять по аналогии со страхованием каско железнодорожного подвижного состава. Применяется условная франшиза. Страховая премия рассчитывается в процентах от страховой суммы. На ее величину влияют следующие параметры: период страхования, количество контейнеров, территория их обращения, вид транспорта. При этом контейнеры дифференцируются по следующим группам: универсальные; изотермические; рефрижераторные; цистерны; танк-контейнеры и др.

Одновременно со страхованием контейнеров страховщики могут предложить еще и свои сервисные услуги, связанные с таможенным оформлением, издержками юридического характера, осмотрами поврежденных грузов и имущества, охраной, ветеринарным и санитарным контролем, обеспечением топливом и ремонтом.

В прил. 4 данного пособия представлены документы страховой компании «ДальЖАСО», используемые для заключения договора страхования средств железнодорожного транспорта с тем, чтобы на практических занятиях у студентов была возможность составить договор страхования средств железнодорожного транспорта по правилам, действующим на практике.