Презентация на тему живопись в древней византии. "Средние века. Византийское искусство". презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему. Монастыри и церкви Византии

Архитектура и живопись Византии Византия - государство, возникшее в IV в. при распаде Римской империи в её восточной части (Восточная Римская империя) и существовавшее до середины XV в. Территория империи, находившаяся главным образом на юго-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии, неоднократно изменялась. В отличие от других государств Европы, Византия была менее затронута Великим переселением народов IV-VII вв. и избежала катастрофических разрушений, постигших Западную Римскую империю. Поэтому традиции античности долго сохранялись в византийском искусстве, тем более что первые века его развития прошли в условиях позднего рабовладельческого государства. Процесс перехода к средневековой культуре здесь затянулся надолго. Особенности византийского искусства определились отчётливо к VI в.

Архитектуура В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица - Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V-VIII вв.), средне-византийский (VIII-XIII вв.) и поздневизантийский (XIII-XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20-60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур - купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестовокупольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестовокупольная система храмов получила широкое распространение в период средневизантийской архитектуры. К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание - церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции - ансамбли.

Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем - барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства. Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием - тромпы.

Живопись История византийской живописи в настоящее время едва ли может быть написана. Единственно достоверные свидетельства об искусстве дают его памятники. Все это остатки разрушенного тысячелетнего мира, разрозненные его следы, пощаженные временем и исторической судьбой со всей той прихотливостью отбора и соседствования, которой отмечают свой путь разрушительные силы времени и жизни. Между тем нам известен, да и то лишь в далеко не полном виде, перечень тех утраченных для нас живописных или мозаичных константинопольских циклов, которые, несомненно, имели определяющее значение для всей истории византийского искусства.

Спасибо за внимание! Выполнила работу ученица 6 «А» класса Маковкина Анна

«Искусство Византии» – презентация, предваряющая серию презентаций, посвящённых искусству Древней Руси. Поскольку истоки древнерусского искусства связаны с художественной культурой Византии, я решила начать разговор о нём с краткого рассказа об искусстве Византии .

Предыдущий пост моего сайта был посвящён .

Искусство Византии

Когда киевский князь Владимир решил покончить с язычеством, на выбор веры повлияло именно чувство прекрасного! Всем известна история о послах князя, побывавших в разных землях, познакомившихся с разными верованиями и рассказывавшими с восхищением о православном богослужении в храме Святой Софии в Константинополе: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле».

Врождённое чувство прекрасного, стремление к красоте, запечатлённые в летописном сказании о выборе веры позволило русскому народу воспринять и использовать уже для своих творческих задач художественную систему Византии.

В 330-335 гг. римский император Константин основал в Малой Азии город Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, или Византии.

В архитектуре, как и в других видах искусства, соединились две традиции: античная и восточная. Первые христианские храмы, возведённые в Византии, представляли собой базилики.

Базилика

Базилика – здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на три или пять частей (нефов). Как правило, средний неф выше и шире, чем боковые.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной – вход. Продольные нефы пересекались поперечным – трансептом, расположенным ближе к восточному фасаду, так что здание имело в плане форму креста – главного символа христианства.

Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют крест, но равноконечный.

Собор Святой Софии

Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала купольная базилика во имя Св. Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана (483-565) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.

Центральный шаровидный купол храма Св. Софии покоится на четырёх мощных столбах. К нему с востока и запада примыкают ещё две полусферы. Каждая, в свою очередь, завершается тремя маленькими полусферами, создающими особый ритм криволинейных очертаний.

В основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они растворяются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих дематерилизовать форму. Эта оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св. Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают его.

Собор Софии остался высшим достижением византийской архитектуры: ничего равного ему уже не было создано за последующие девять столетий истории Византии.

Иконопись

Византийские художники разработали устойчивые иконографические каноны, оказавшие сильное влияние на христианское искусство последующих эпох. В куполе храма обычно изображался Пантократор, в апсиде – один из иконографических типов Богоматери.

На стенах воспроизводились сцены из Писания, например, Вознесение или Рождество Христово. Фигуры евангелистов украшают паруса, поскольку на написанные ими четыре Евангелия христианская церковь опирается подобно тому, как купол храма опирается на столбы при помощи парусов.

Живопись, по сравнению с мозаикой, занимала более скромное положение, а потому меньше подчинялась каноническим требованиям. Это давало художникам большую творческую свободу.

Именно в византийской культуре с присущим ей почитанием священных образов сложилась традиция иконописи. Иконы – живописные изображения Христа, Богоматери и святых (как правило, анфас) – создаются в основном на деревянных досках в строгом соответствии с каноном.

Скульптура

В скульптуре ведущим жанром был рельеф, который находил своё воплощение как в камне, так и в слоновой кости. Широкое распространение получили диптихи – пластины из слоновой кости, украшенные рельефами на религиозные и светские сюжеты.

Ювелирное искусство

Константинополь славился изделиями ювелиров. Искусные ремесленники выполняли заказы императорского двора и богатых аристократов, которые предпочитали украшения из золота или серебра с драгоценными камнями.

«Византийский стиль» был распространён далеко за пределами Византии. Многие государства воспринимали её художественные традиции. Очень плодотворную роль сыграла Византия в художественном развитии Древней Руси.

На сайте Арзамас.Академия появился очередной замечательный курс . Рекомендую!

Слайд 2

План лекции Тема 9. Искусство Византии 2 Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на культуру Византии Христианство как доминанта художественной культуры Византии Художественная система Византии. Архитектура, изобразительное искусство.

Слайд 3

Требования к знаниям, умениям и навыкам 3 В результате студент должен приобрести:личностные компетенции в коммуникативном и общекультурном аспектах; способность осуществлять самостоятельную профессиональную деятельность, включая овладение навыками создания, понимания и анализа научных культурологических и искусствоведческих текстов.

Слайд 4

Требования к знаниям, умениям и навыкам 4 В результате студент должен: - знать основные этапы истории развития искусства Византии, - уметь классифицировать и идентифицировать принадлежность произведений к различным видам и формам искусства, - владеть навыками анализа произведений искусства того времени.

Слайд 5

Ключевые понятия 5 Базилика Иконопись Иконостас Книжная миниатюра Крестово-купольный тип храма Купольная композиция Мозаика Фреска Храмовая архитектура Храмовое искусство

Слайд 6

Художественная система Византии

Разделение Рима на Западную империю и Византию. Падение Западной Римской империи. Византия как самостоятельное государство. Раннехристианское искусство Восточной Римской империи (V-VI вв.). Развитие византийской художественной системы на основе совокупности духовной культуры. Одна из фундаментальных идей Средневековья идея союза – христианской церкви и христианской империи.

Слайд 7

Раннехристианское искусство

Создание и оформление пергаменного кодекса. Основные композиционные принципы книжной миниатюры. В византийской художественной системе новое мировоззрение нашло выражение в архитектуре. Развитие новых форм в архитектуре. Базилика - основной тип храма в Восточной Римской империи. Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме (360 г.). Распространение центрических построек. Возникновение крестово-купольного типа культовых сооружений.

Слайд 8

Архитектура Византии

Историю развития архитектурных традиций Византии можно разделить на три периода: Первый, ранневизантийский, период начался в V веке и длился до VIII века. Второй, средневизантийский период, который продолжался в течение семи веков (VIII - XIII вв.) Третий, поздневизантийский (XIII – XV вв.), характерен отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Слайд 9

Искусство Византии

Временем наивысшего рассвета считается ранневизантийский период, особенно 527-565 годы, являвшиеся временем правления императора Юстиниана I. Именно тогда Византия превратилась в громадную империю, распространявшуюся на Адриатику, Италию, Грецию.

Слайд 10

Византийское искусство при Юстиниане Великом

Появление византийского художественного стиля. Идея многоглавия в христианском богослужении. Купольная базилика - новый образ культового сооружения – совмещение базиликального храма и крестово-купольного. Мозаичный декор интерьеров. Распространение иконы как декоративного украшения храмов. Фаюмский портрет как прообраз иконы. Культовые функции иконы. Техника иконописи.

Слайд 11

Главным вкладом Византии в развитие мировой архитектуры является создание купольных композиций храмов, которые привели к появлению новых типов зданий. Среди них необходимо назвать купольную базилику, центрическую церковь с куполом на восьми опорах, а также крестовокупольную систему Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза Учебный материал 11

Слайд 12

Архитектура Византии

Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками, как в базилике Турманина. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.

Слайд 13

С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах.

Слайд 14

Рисунок Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод; б - вспарушенныи свод на четырех опорах; в - вспарушенный свод на восьми опорах; г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия. Учебный материал Крестово-купольный тип храма 14

Слайд 15

Крестово-купольный тип храма

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки. Чтобы уравновесить систему парус - купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции.

Слайд 16

Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестово-купольные храмы.

Слайд 17

Архитектура Византии

Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора. Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон.

Слайд 18

Собор Святой Софии Собор Святой Софии Собор Святой Софии в Константинополе (532-537)

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - символ "золотого века" Византии

Слайд 19

Собор св. Софии

Смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из - за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций. Здание собора размером в плане 75x72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м в плане.

Слайд 20

В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном - мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами. Учебный материал 20

Слайд 21

Собор св. Софии

Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.

Слайд 22

Монастыри и церкви Византии

Наибольший интерес представляют монастыри, находившиеся за городской чертой, иногда на некотором отдалении от города. Они представляют собой довольно сложные и хорошо укреплённые комплексы, обнесённые высокими стенами. В центральной части монастыря располагалась церковь – самое высокое сооружение, которое можно было увидеть с любой точки на территории монастыря и при приближении к монастырским воротам. Жилищами служило здание с длинными коридорами, из которых имелись многочисленные проходы в узкие комнатки. Помимо этого, на территории монастыря размещались различные хозяйственные и складские постройки, а иногда – здание библиотеки. Они строились с учётом рельефа, окружающей природы и других строении и поэтому смотрелись гармонично, то есть являлись единой пространственной композицией – ансамблем. Купола первых церквей имели опоры в виде парусов и подпружных арок

Слайд 23

Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века)

  • Слайд 24

    Мавзолей

  • Слайд 25

    Мавзолей Галлы Плацидии

    Мавзолей Галлы Плацидии получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме.

    Слайд 26

    Во время славного правления императора Юстиниана I Италия была временно отвоевана у варваров. В ознаменование этого события, в бывшей столице короля остготов Теодориха городе Равенне была построена церковь, посвященная святому мученику Виталию (Сан-Витале). Учебный материал Церковь Сан-Витале в Равенне (середина VI века) 26

    Слайд 27

    Церковь Сан-Витале в Равенне

    Церковь Сан-Витале - пример центрического здания, в плане - восьмигранник с граненым алтарем. Основу конструкции составляют 8 опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми двухэтажными арками. Как все раннехристианские церкви, она удивляет контрастом между богатым внутренним убранством и аскетичным до бедности внешним. Однообразие ее фасадов нарушают только мощные контрафорсы. Это типичный пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих, молитв и церковных служб. Интерьер церкви великолепен: кружевные капители колонн, бесчисленные арки, сплошная мозаика стен, преобладающий цвет - золотой.

    Слайд 28

    Декоративно-прикладное искусство

    Император Константин,камея из агата VI века в позолоченной оправе XIV-XV вв.,прибл. 25 см. Национальная библиотека. Париж

    Слайд 29

    Император-триумфатор

    Император-триумфатор,так называемая"слоновая кость Барберини",VI век, 34 х 26,8 см.Лувр, Париж

    Слайд 30

    «Македонское возрождение»

    Великие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Классическое завершение конструктивной системы крестово-купольной формы храма в IX-X вв. Высочайшее достижение византийского искусства Македонской династии – перегородчатая эмаль на золоте.

    Слайд 31

    Иконопись

    К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается иконографический канон - строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за собой создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и сюжеты почти не изменялись в течение столетий. Глубокий спиритуализм эстетических воззрений византийского аристократического общества не увел, однако, искусство Византии окончательно в мир голой абстракции.

    Слайд 32

    Искусство в период правления Комнинов

    XI-XII вв. Массовое строительство монастырей. Возникновение своеобразного типа храма – триконха. Возрастание значение росписей. Сложение многоплановой символики организации внутреннего пространства храма. Место иконостаса в убранстве храма. Византийский канон иконографии.

    Слайд 33

    рукопись «Слов» Иоанна Златоуста

    XI век был периодом необычайного взлета книжной иллюстрации. Центром создания поистине великолепных кодексов стал императорский скрипторий в Константинополе. Здесь заказу императоров создавались настоящие шедевры книжной миниатюры. К их числу относятся рукопись «Слов» Иоанна Златоуста, выполненная для императора Никифора Вотаниата (1078-1081). На одной из миниатюр изображен сам Никифор Вотаниан в пышном

    Слайд 34

    Мозаики Хосиос Лукас

    Мозаики Хосиос Лукас возникли почти одновременно с мозаиками Неа Мони – во второй четв. 11 века, но они относятся уже к совершенно иному художественному кругу. Уже сама декоративная система имеет ряд специфических особенностей, указывающих на местное, провинциальное происхождение памятника.

    Слайд 35

    В отношении стиля мозаики Хосиос Лукас представляют типично монашеское, провинциальное искусство, полное сурового аскетизма. Короткие большеголовые фигуры представлены в застывших, фронтальных позах, большие глаза придают лицам строгое, сосредоточенное выражение, красочная моделировка заменена чисто плоскостной трактовкой, отсутствует малейший намек на характеристику конкретного пространства, всюду преобладают жесткие, угловатые, сухие линии. Композиции распластываются по плоскости, имея в себе что-то неподвижное и легко распадаясь на отдельные составные звенья. Колорит выдержан в тусклых красках, среди которых господствует мрачный черный фон. Среди греческих мозаик мозаики Хосиос Лукас являются наиболее архаическими. Они лежат в стороне от линии развития константинопольского искусства, будучи тесно связанными со старыми, чисто восточными традициями.

    Слайд 36

    Сретение Господне. Мозаика наоса. Кафоликон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде. Византия, 1030-е гг.

    Мария держит двумя руками младенца Христа и передает Его прав. Симеону. Симеон принимает Спасителя сокровенными руками в знак особого благоговения. Младенец протягивает ему руки. За Марией следует Иосиф, в его руках две горлицы. Позади Симеона пророчица Анна со свитком.

    Слайд 37

    Сретение Господне. Мозаика наоса. Кафоликон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде

    Сцена происходит внутри храма, что обозначено изображением сени святилища и перекинутой перед входом в святилище тканью, украшенной золотым крестом, как на покрове на Престол. Композиция выполнена симметрично. Стоящие женские фигуры чередуются с движущимися мужскими, чередуются и цвета их одежд: оттенки белого в одеждах Иосифа и Симеона и темно-синий и пурпурный цвета мафориев у Марии и Анны.

    Слайд 38

    Мозаика "Христос Пантократор

    Мозаика "Христос Пантократор (Вседержитель)",ок. 1320 г., церковь Христа Спасителя в Коре,Стамбул (Турция)

    Слайд 39

    Евангельские сцены

    Евангельские сцены занимают крайне ограниченное место, преобладают отдельные фигуры святых, несколько хаотически разбросанные по всему храму. Тем самым нарушается та строгая архитектоничность декорации, которая типична для константинопольского искусства.

    Слайд 40

    В куполе представлен Пантократор, окруженный четырьмя архангелами, Богородицей и Предтечей, в барабане – 16 пророков (от этой части декорации, замененной в 16 веке фресками почти ничего не сохранилось), в апсиде – сидящая Богородица с Младенцем, в углублении окон апсиды – заключенный в медальоны Деисис, в шатровом своде над престолом – Сошествие Св. Духа, на триумфальной арке – два архангела, в нишах наоса – четыре отца церкви, в тромпах Благовещение (утрачено), Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение. В нарфике изображены четыре сцены – Омовение ног, Распятие, Сошествие во Ад, и Уверение Фомы.

    Слайд 41

    Иконопись

    Мозаичная икона 12–начала 13 века. 34x23 см. Икона принадлежит к редчайшим на Синае мозаичным образам. Вероятно, она была прислана из Константинополя, где существовал один из немногочисленных центров по производству таких икон. Дорогие мозаичные иконы требовали специального и изощренного мастерства, поэтому сохранившиеся памятники, практически без исключений, самого высокого художественного уровня.

    Слайд 42

    Мозаичная икона 12–начала 13 века

    Изображение набиралось из мельчайших кубиков специально приготовленной стекловидной смальты, насчитывавшей обычно более сотни оттенков и позволявшей передать тончайшие живописные эффекты. Иконы изначально создавались как надвратные образы капеллы, прославляя синайские откровения Моисею и главную святыню монастыря. Под алтарным престолом в капелле паломники и ныне могут прикоснуться, к этой живой реликвии.

    Слайд 43

    Моисей у Неопалимой купины

    Этот образ составляет пару с другой иконой «Моисей, получающий скрижали», одинаковой по размеру и манере письма, выдающей руку одного иконописца. Сейчас иконы располагаются над южным и северным входами в капеллу Неопалимой купины, примыкающей с востока к алтарной апсиде базилики и воздвигнутой на легендарном месте богоявления Моисею в горящем, но несгорающем кусте.Слайд 47

    В начале 13 века возникает тип житийных икон, в которых образ святого в центре (в среднике) окружен клеймами с изображениями событий его жизни. В иконописи появляется момент литературности и повествовательности. На иконе в среднике мы видим св. Екатерину в царских одеждах - она происходила из царской семьи. В правой руке она держит красного цвета крест - символ мученичества. На клеймах можно увидеть различные сцены в верхнем регистре.

    Слайд 48

    Богоматерь Одигитрия

    Икона. Фессалоники (?), вторая половина 14 века. Дерево, темпера. 109 х 46 см. Происхождение: Veroia, икона темплона церкви Пантократора. Местонахождение: Византийский музей, Veroia, Греция.

    Слайд 49

    Иконопись

    В отличие от мусульманского Востока, где примат духовного начала над плотским привел к господству в изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм, вытеснивший изображение человека, в искусстве Византии человек все же остался в центре художественного творчества. После победы над иконоборцами в искусстве опять обратились к эллинизму, но при глубокой переработке его традиций с целью повышения духовности художественного творчества. Если языческий мир воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и аскетическую чистоту.

    Слайд 50

    «Палеологовский ренессанс»

    Подъем византийской культуры на рубеже XIII-XIV вв. «Палеологовский ренессанс» как возвращение к утраченному. Превращение храма из одноглавого в шестикупольный. Особенности палеологовской живописи. Усиление светского начала. Возрастание интереса к античному наследию в архитектурных и пейзажных композициях. Возрождение исихастских идей в XIV- начале XV в. Утверждение в искусстве аскетичного образа святого.

    Слайд 51

    Поздневизантийский период искусства

    XV столетие – время заката византийской культуры. Падение Константинополя и прекращение существования Византийского государства. Значение византийского искусства. Влияние художественной культуры Византии палеологовского периода на искусство Проторенессанса во Флоренции, венецианского искусства эпохи треченто и Росси как ее духовной наследницы.

    Слайд 52

    Вопросы для самопроверки 52 Назовите направления, по которым происходило развитие раннехристианского искусства Восточной Римской империи. Перечислите основные черты византийского художественного стиля времени правления Юстиниана Великого. Каковы основные достижения византийского искусства в период «македонского возрождения»? Раскройте символический смысл организации внутреннего пространства храма во времена Комнинов. Расскажите об особенностях изобразительного искусства «палеологовского ренессанса».

    Слайд 53

    Рекомендуемая литература 53 Вельманс Т. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись / Т. Вельманс, В. Корач, М. Шупут. - М. : Белый город, 2006. - 528 с. Вейс Г. История культуры народов мира. Арабские завоевания. Расцвет Византии - М. : Эксмо, 2005. - 144 с. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура: современная версия - М. : Эксмо, 2007. - 848 с. Шалина И. А.Реликвии в восточнохристианской иконографии / И. А. Шалина. - М. : Индрик, 2005. - 536 с.

    Слайд 54

    54 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

    Посмотреть все слайды




























    1 из 27

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Сохранившиеся памятники лишь в слабой степени дают представление о живописи этого периода (V-VII вв.). О характере светской живописи известно главным образом из письменных источников. Во время раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по своему содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все эти изображения полны непосредственности, острой наблюдательности. Все они свидетельствуют о силе античной традиции в этом памятнике, датируемом скорее всего V (а некоторыми учеными даже VI) веком. Ряд созданных в V-VI веках иллюстрированных рукописей также выявляет очень сильное воздействие античной живописи. Таковы миниатюры рукописи первой книги Библии, хранящейся в Вене (так называемая «Венская Книга Бытия»), датируемой около 500 года; миниатюры светской по содержанию рукописи венского «Диоскорида» начала 6 века, а также хранящейся в Амброзианской библиотеке в Милане «Илиады», по-видимому константинопольского происхождения, и некоторые другие.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Традиции, характерные для константинопольской школы, можно проследить также в росписях церкви Сайта Мария Антиква в Риме (7 - нач. 8 в.) и, особенно, в расчищенных фресках церкви в Кастельсеприо (6-7 в., некоторыми учеными они также датируются 9 веком) вблизи Милана. Здесь сохранился ряд сцен из детства Христа, включающих «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение» и другие. Свободное движение фигур, широкая живописная манера письма, прозрачный колорит, множество отдельных мотивов, восходящих к античным прообразам, придают росписям Кастельсеприо особую жизненность, связанную с еще не угасшими традициями античности.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны, имевшим, однако, некоторые специфические черты. Наиболее распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, украшавшая своды и верхние части стен, тогда как нижние обычно покрывались разноцветными каменными плитами, иногда с применением инкрустации, или орнаментальной живописью. В равеннских мозаиках 5 века встречаются излюбленные сюжеты катакомбных росписей: таков, например, Христос - Добрый пастырь в усыпальнице Галлы Плацидии.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово (св. Аполлинария Нового, начало и середина 6 в.) изображают процессии святых жен и мужей. Расположенные над колоннами, они повторяют их ритм и подчеркивают своим движением особое значение алтаря, к которому они направляются. Пикл из жизни и страстей Христа (в верхней части храма) имеет иконографические и стилистические черты, развивающиеся в последующем средневековом искусстве. Здесь доминируют золотой фон и фронтальные изображения. Контрастные кубики ярких цветов сменяются розоватыми и коричневатыми, появляется и четкий контуров.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Процесс становления зрелого феодального общества сопровождался обострением классовой борьбы, проявившейся в форме религиозных движений: иконоборчества и павликианства (в 8-9 вв.). Павликиане выступали против социального неравенства, требовали отмены церковной иерархии, иконопочитания. Иконоборчество, отрицавшее религиозные изображения, как пережиток идолопоклонства, имело глубокие корни в идеологии, распространенной в восточных областях империи. Если иконоборцы истребили многие произведения христианского искусства, то победившие в 9 веке иконопочитатели в свою очередь разрушили памятники искусства своих противников. Интересным памятником этого круга, вышедшим из монастырской среды ревнителей иконопочитания, является так называемая Хлудовская псалтырь. Она имеет более 200 рисунков на полях, представляющих композиции, подсказанные рисовальщику псалмами псалтыри. Проникновение народной струи в искусство крупнейших центров империи в 9 веке можно наблюдать на примере мозаик св. Софии в Фессалониках: в сохранившейся здесь в куполе сцене «Вознесения», так же как в изображении богоматери в абсиде, бросаются в глаза грубоватость исполнения, неправильные пропорции, угловатые складки и повороты, что сочетается вместе с тем с выразительностью отдельных персонажей.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    № слайда 9

    Описание слайда:

    В тимпане над главными дверями собора Св. Софии в годы правления императора Льва VI Мудрого (886-912) появилась композиция, изображающая его припадающим к Спасителю на престоле. Спаситель на престоле с припадающим имп. Львом VI. Мозаика собора Св. Софии в Константинополе. 886 - 912 гг.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Завершает цикл изображений македонской эпохи в соборе Св. Софии мозаика (1042) в юж. галерее, на которой представлены имп. Константин IX Мономах и последняя представительница Македонской династии имп. Зоя, подносящие дары Христу. Спаситель, сидящий на престоле, изображен чуть выше, по сторонам от Него вплотную к трону стоят Зоя со свитком и Константин Мономах с мешочком с золотом в руках - дар Софийскому собору, который император по праздникам возлагал на церковный престол. Первоначально здесь находились изображения имп. Зои и ее супруга имп. Михаила IV (1034-1041), у которых при имп. Михаиле V, изгнавшем Зою, были уничтожены лики. В 1042 г. императрица вернулась из изгнания, вновь вышла замуж и восстановила свой портрет, а на месте портрета ее супруга появился лик имп. Константина Мономаха. Сияющие камнями лоратные одежды, подобно сплошному драгоценному щиту, закрывают фигуры, в то время как лики подчеркнуто объемно выложены светлой смальтой. Лики Константина и Зои идеализированы и имеют условные выражения мужественности и кротости соответственно.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Наиболее полное представление о программе росписи храма македонского периода дает кафоликон монастыряря Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.). Уникальный по полноте сохранности мозаичного убранства, он является классическим образцом той стройной системы, которая именуется средневизантийской храмовой декорацией. Стены храма на всю высоту (до уровня пят сводов) покрыты мраморной облицовкой, декоративные элементы (панели, карнизы, дугообразные полосы) подчинены конструктивным членениям здания, отмечают основание и высоту арок и сводов. Это вносит разнообразие, оживляя поверхности, и одновременно придает архитектоническую цельность интерьеру. Мозаики расположены в верхней «небесной» зоне храма, покрывая цилиндрические своды наоса, поверхности тромпов, своды алтаря, галерей, а также в нишах; в нартексе мозаиками украшены стены и своды.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    В куполе кафоликона монастыря Осиос Лукас находится изображение Христа Пантократора в медальоне, окруженного 4 архангелами; в простенках барабана - пророки. Мозаики купола были заменены в XIX в. фресковой росписью. Появившиеся изображения Богородицы Оранты на склоне купола и крылатого Иоанна Предтечи (Ангела пустыни) на западном отражают более позднюю иконографическую традицию. Мозаики сохранились в ярусе сводов. В тромпах расположены евангельские сюжеты - Рождество Христово, Сретение и Крещение. Пространство алтаря выделено как особая сакральная зона не только архитектурно (преградой), но и программой росписи. На триумфальной арке находятся изображения в рост архангелов; купольный свод алтаря украшен вписанной в круг композицией «Сошествие Св. Духа».

    № слайда 13

    Описание слайда:

    № слайда 14

    Описание слайда:

    В течение 11-12 веков усиливается спиритуалистический характер искусства. Фигуры утрачивают телесность, они помещаются вне реальной среды, на золотом фоне. Архитектурный пейзаж или ландшафт приобретают условный характер. Элементы живописности, существовавшие ранее, вытесняются линейным изображением. Колорит также становится условней. Константинопольские мастера работали не только на территории самой столицы. Об этом свидетельствуют мозаики 11 века в церкви Успения (ныне разрушенные) в Никее и церкви в Дафни (близ Афин). Распятие. Мозаика церкви монастыря Дафни близ Афин. Вторая половина XI в.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Среди мозаик Дафни наиболее замечательны циклы мозаик с сюжетами из жизни Христа и богоматери. Трактовка фигур, позы, жесты, драпировка одежд свидетельствуют об использовании мастерами античных прототипов, но использовании творческом, подчиненном тому содержанию, которое художники вкладывали в изображенные ими сцены. Глубокая продуманность всей композиции, лаконичность в передаче сюжета, сдержанность жестов и тщательность в отборе деталей помогают сосредоточить внимание зрителя на внутренней характеристике участвующих лиц. Сдержанность трактовки не препятствует многообразию композиционных решений и характеристике персонажей. Утонченное мастерство рисунка сочетается в этих мозаиках с богатством цветовых оттенков и большой живописной культурой. Все это придает мозаикам Дафни особое очарование и красоту, свойственные всем произведениям настоящего искусства.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Наряду с монументальной, мозаичной и фресковой живописью в византийском искусстве 10-12 веков развивается и своеобразный вид станковой живописи - икона. Роль иконы, по-видимому, значительно возросла в послеиконоборческий период (9 в). Однако число дошедших до нас памятников этого времени весьма ограничено. Техника писания икон восковыми красками, так называемая «энкаустика», в это время постепенно исчезла. Господствует яичная темпера. По левкасу наносился первоначальный контур изображения, который затем заполнялся основным - локальным тоном, поверх которого делались высветления, подрумяны и т. д. Одним из наиболее выдающихся образцов иконописи является икона Григория Чудотворца из собрания Эрмитажа (12 в.). На первый взгляд она производит впечатление монументального мозаичного образа, выделяющегося на мерцающем золотом фоне. Глубокая одухотворенность, тонкий рисунок складок одежд, сдержанная красочная гамма, общее высокое качество исполнения дают основания для ее сближения с крупнейшим произведением этого вида искусства - иконой Владимирской Богоматери в Третьяковской галерее.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Крестовые походы, приведшие к взятию Константинополя (1204), сыграли губительную роль в судьбе Византийской империи. Крестоносцы разграбили столицу, вывезли большое количество произведений искусства; греческие художники эмигрировали в различные страны Западной и Восточной Европы. Результатом крестовых походов вместе с тем было более интенсивное взаимопроникновение элементов культуры разных народов. В этот период на территории империи возникли три небольших центра, из числа которых наибольшую политическую и культурную роль сыграла Никея. По-видимому, здесь определился интерес к античности, которая воспринималась некоторыми общественными кругами как национальное прошлое. После восстановления империи при Михаиле Палеологе (взятие Константинополя в 1261 г.) в искусстве, как и в других явлениях культуры, начинаются поиски новых путей, возникают отдельные элементы своеобразного Возрождения.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    Количество дошедших до нас икон 14-15 веков до вольно велико и постепенно возрастает в связи с работами по их расчистке от позднейших наслоений. С конца 13 века здесь наблюдаются те же черты так называемого Палеологовского возрождения. Утонченные пропорции характерны для изображения Христа-Пантократора в рост из собрания Эрмитажа. Здесь применен и излюбленный в дальнейшем прием пробелов резкими штришками. Выдающимся образцом живописи первой половины 14 века является икона 12 апостолов (Музей изобразительных искусств в Москве): передние фигуры здесь больше задних, они даны в разных по воротах, как будто в беседе. Свободно трактованы мелкие заостренные складки одежд, объемны лица благодаря применению тонких бликов. Усиление эмоционального начала заметно в иконе «Богоматерь с младенцем типа Умиление» (Эрмитаж).

    № слайда 19

    Описание слайда:

    К 60-м годам 14 века относится известная икона Христа-Пантократора (Эрмитаж). Она особенно интересна благодаря частично сохранившимся на ее полях портретным изображениям двух византийских вельмож - вкладчиков этой иконы в монастырь на Афоне, посвященный Христу-Пантократору. Лицо Христа моделировано с помощью резких пробелов. Особым богатством цвета отличаются его интенсивно-синие одежды. Тип лица утрачивает прежнюю строгость. К концу 14 и особенно в 15 веке в иконописи также усиливается графическое начало с его характерной штриховкой тонкими, параллельными линиями как на лицах, так и на одеждах. Выдающимся образцом иконописи этого времени является икона «Сошествие Христа в ад» (Эрмитаж, 15 в.). Она привлекает к себе внимание как совершенством рисунка и композиции, так и богатством колорита. Сцена развернута в несколько планов, утонченные фигуры полны изящества, одежды Христа разделаны золотой штриховкой. Намечающаяся здесь тенденция к графичности привела в дальнейшем к засушенности поздних греческих икон, происходящих, по преимуществу, из Афона.

    № слайда 20

    Описание слайда:

    № слайда 21

    Описание слайда:

    В последний период жизни Византии книжная миниатюра редко достигала былого художественного уровня. Тем не менее следует отметить, что в этой, всегда менее скованной церковными запретами, области живописи новые веяния прослеживаются уже к концу 13 века. Новые черты стиля сказываются в объемной передаче ландшафта и элементах перспективы при изображении архитектуры, в свободном движении фигур (Евангелие № 54 Парижской национальной библиотеки). Возрастает в это время и роль портрета (например, Никита Акоминат в рукописи Венской национальной билиотеки). Более ярко выявлены индивидуальные черты в памятниках 14-15 веков, особенно в рукописи Иоанна Кантакузина (№ 1242 Парижской библиотеки).

    № слайда 22

    Описание слайда:

    От этого времени сохранился ряд рукописей светского содержания, воспроизводящих старые образцы, как, например, Оппиан, Диоскорид и другие. Живописная манера исполнения характерна для миниатюр начала 14 века. В них, как и в монументальной живописи, большое место занимает сложный архитектурный фон с перекинутым между зданиями велумом (завесой). Фигуры иногда передаются даже в преувеличенном движении. Лица исполнены в пластической манере. Однако и в миниатюре к концу 14 века постепенно нарастает линейность, со временем приводящая к засушенным формам: так в «Акафисте богоматери» (ГИМ № 429), датируемом 15 веком, эта тенденция приобретает зримое воплощение. Здесь проявляются и западные влияния.

    № слайда 23

    Описание слайда:

    Наиболее значительные сдвиги имели место в конце 13 - начале 14 века в области живописи. Наблюдается значительное обогащение тематики за счет иллюстрирования акафиста богоматери (акафист - песнопение в честь богоматери, написанное в 7 веке), ряда апокрифических сказаний (апокрифы - не признанные церковью религиозные книги, Евангелия), различных гимнов и молитв. Усиливаются повествовательные моменты и в отдельных сценах: вводятся сложные архитектурные фоны (иногда представленные с повышенной или пониженной точки зрения) и относительно развернутые пейзажи. Композиция строится в несколько планов. Фигуры, прежде неподвижные, крупные, чаще всего представленные в фас, становятся в это время легкими, приобретают удлиненные пропорции; они часто изображаются во взаимодействии, иногда в порывистом движении. В это время чаще встречаются портреты. Стиль этого периода отмечен нарастанием живописных элементов, усложнением красочной гаммы с применением переходных тонов.

    № слайда 24

    Описание слайда:

    Наиболее яркое выражение получили новые веяния в мозаиках и фресковых росписях монастыря Хора (Кахриэ-Джами) в Константинополе (первое десятилетие 14 в.). Мозаичное убранство храма, сохранившееся в двух нартексах, связано с именем Феодора Метохита, всесильного логофета императора Андроника II Палеолога. (Логофет - высокий придворный титул в Византии.) В храме имеется мозаичное портретное изображение этого видного политического деятеля, ученого и писателя, подносящего храм Христу. Он сам описал великолепие возобновленного им храма и богатство своего дворца, где были собраны замечательные античные памятники.

    № слайда 25

    Описание слайда:

    Основным содержанием дошедших до нас мозаик являются сцены из жизни Христа и из акафиста богоматери. Сам факт создания развитого цикла, связанного с культом богоматери, характерен для новых веяний в искусстве. Мозаичисты детально воспроизводили апокрифический рассказ, вводя в отдельные сцены жизненные детали. Таково, например, «Благовестив Анне» с его элементами пейзажа, реальным изображением колодца или «Исцеление различных болезней». Повышенная эмоциональность ощущается в «Успении богоматери», в «Избиении младенцев» или в «Плаче матерей вифлеемских». Значительное место уделено во многих сценах архитектурному фону, причудливым постройкам, представленным то с повышенной, то с пониженной точки зрения. Они переданы объемно в органическом единстве с фигурами, иногда расположенными в нескольких планах. Исследователи отмечают как характерную черту мозаик Кахриэ-Джами тончайший композиционный ритм, которым объединены отдельные сцены. Богатство колорита с переливами красок придает особое очарование этому замечательному памятнику.

    № слайда 26

    Описание слайда:

    В росписях Метрополии (нач. 14 в.) сосуществуют консервативная манера (в росписях главного и северного нефов) и передовая, с элементами реализма, в южном. Так, в сцене «Воскрешения дочери Иаира», представленной на фоне углубленного, как бы данного в перспективе здания, оживленные группы людей приобретают те черты народного типа, который ранее встречался крайне редко. В многофигурной композиции «Страшного суда» лица апостолов индивидуализированы, порывистые фигуры ангелов полны движения; наивной непосредственностью веет от фигурок чертей, представленных на фоне пламени. Колорит построен на сопоставлении дополнительных цветов; резкие пробелы, выделяясь на темном фоне, создают впечатление объемности.

    № слайда 27

    Описание слайда:

    В росписях Периблепты (нач. 15 в.) сложные композиции насыщены экспрессией и порывистым движением. Так, в «Рождестве Христове», представленном на фоне развитого пейзажа, глубоко выразительны фигуры богоматери и группа ангелов, расположенных среди скал. Особой проникновенностью отличается изображение «Божественной литургии». .Однако в поздних росписях Мистры, особенно в Пантанассе (30-40-е годы 15 в.) намечается отход от гуманистических исканий. Та новая волна спиритуализма, которая стала наблюдаться с конца 14 века в различных областях идеологии, сказалась и в искусстве - в сфере живописи она сопровождается усилением линейного, графического начала. В это время былая лаконичность византийского искусства уступает место сложному рассказу; композиционная связь со структурой здания нарушается. Многоярусные росписи распадаются на замкнутые сцены, напоминающие иконы.

    Содержание Византийское искусство в 5-7 веках Византийское искусство в 5-7 веках Византийское искусство в 5-7 веках Византийское искусство в 5-7 веках Мозаики Равенны Мозаики Равенны Мозаики Равенны Мозаики Равенны Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Стены церкви Сан Витале Стены церкви Сан Витале Стены церкви Сан Витале Стены церкви Сан Витале Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви Успения в Никее Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Фрески церкви в Кастельсеприо Фрески церкви в Кастельсеприо Фрески церкви в Кастельсеприо Фрески церкви в Кастельсеприо Византийское искусство в 8-12 века Иконы Византийское искусство в 8-12 века Иконы Византийское искусство в 8-12 века Иконы Византийское искусство в 8-12 века Иконы Богоматерь Владимирская Богоматерь Владимирская Богоматерь Владимирская Богоматерь Владимирская Оплакивание Христа Оплакивание Христа Оплакивание Христа Оплакивание Христа


    Византийское искусство в 5-7 веках Сохранившиеся памятники лишь в слабой степени дают представление о живописи этого периода. Процесс формирования нового средневекового стиля протекал не вполне одинаково в разных художественных центрах. Вместе с торжеством христианства как государственной религии наблюдается известное оживление античной традиции, особенно в придворном искусстве.О характере светской живописи известно главным образом из письменных источников. Во время недавних раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по своему содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все эти изображения полны непосредственности, острой наблюдательности. Все они свидетельствуют о силе античной традиции в этом памятнике, датируемом скорее всего 5 веком. Сохранившиеся памятники лишь в слабой степени дают представление о живописи этого периода. Процесс формирования нового средневекового стиля протекал не вполне одинаково в разных художественных центрах. Вместе с торжеством христианства как государственной религии наблюдается известное оживление античной традиции, особенно в придворном искусстве.О характере светской живописи известно главным образом из письменных источников. Во время недавних раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по своему содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все эти изображения полны непосредственности, острой наблюдательности. Все они свидетельствуют о силе античной традиции в этом памятнике, датируемом скорее всего 5 веком.






    Мозаики Равенны Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны. Наиболее распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, украшавшая своды и верхние части стен, тогда как нижние обычно покрывались разноцветными каменными плитами, иногда с применением инкрустации, или орнаментальной живописью. Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны. Наиболее распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, украшавшая своды и верхние части стен, тогда как нижние обычно покрывались разноцветными каменными плитами, иногда с применением инкрустации, или орнаментальной живописью. Добрый пастырь.Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне.Середина 5 в. В равенских мозаиках 5 века встречаются излюбленные сюжеты катакомбных росписей: таков, например, Христос Добрый пастырь в усыпальнице Галлы Плацидии, представленный здесь, однако, в богатых пурпурных с золотом одеждах на фоне развитого пейзажа.


    Мозаики базилики Сант- Аполлинаре-Нуово Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников и мучениц. Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников и мучениц. Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух сторон базилики.








    Стены церкви Сан Витале Подобные сцены свидетельствуют о стремлении церкви утвердить свое влияние в современной действительности. С другой стороны, сами императоры использовали авторитет церкви для укрепления своей власти. Интересны в этом плане две церемониальные композиции, расположенные в главной абсиде. На одной из них изображен император Юстиниан, а на другой его жена Феодора, окруженные свитой. Подобные сцены свидетельствуют о стремлении церкви утвердить свое влияние в современной действительности. С другой стороны, сами императоры использовали авторитет церкви для укрепления своей власти. Интересны в этом плане две церемониальные композиции, расположенные в главной абсиде. На одной из них изображен император Юстиниан, а на другой его жена Феодора, окруженные свитой. Стены церкви Сан Витале покрыты хорошо сохранившимися декоративными и сюжетными мозаиками, среди которых имеется ряд библейских сцен. Значительный интерес представляет изображение юного Христа, сидящего на сфере, по сторонам которого помещены не только ангелы, но и реальные исторические лица: св. Виталий, принимающий венец от Христа, и архиепископ Экклезий, подносящий модель храма. Юный Христос на сфере. 6 в.


    Мозаика церкви Сан Витале в Равенне. 6 в. Император Юстиниан со свитой. Феодора со свитой. Лица императора и императрицы, а также сопровождающих их крупнейших сановников сохраняют еще черты портрет насти, фигуры же все трактованы в фас и неподвижно выстроены в один ряд перед зрителем. За складками одежд не чувствуется тела, а расположение складок и жесты фигур подчинены линейным ритмам отвлеченного рисунка. Те же черты застылости и отвлеченности образов, характерный аскетизм лиц и плоскостная трактовка неподвижно стоящих фигур характеризуют и многие другие равеннские мозаики 6 века.


    Мозаика церкви Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. 7 в. В частично переделанных в 7 веке мозаиках церкви Сант Аполлинаре ин Классе (св. Аполлинария в Гавани) продолжается развитие отвлеченного стиля. В абсиде здесь помещена символическая композиция «Преображение», где крест обозначает Христа, а овцы апостолов. Библейские сцены и монументальные фигуры архангелов в придворных одеждах отличаются некоторыми чертами схематизма. Преображение.


    Мозаики церкви Успения в Никее В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда во время войны в 1922 году, находились мозаики, изображающие четырех ангелов. Исследователями мозаики относились к 6-7 вв. Мозаики эти исполнены в традициях античной живописи. Фигуры ангелов и их лица передаются с помощью разнообразной по окраске смальты. Яркие живописные «мазки» сливаются в глазах зрителя в выразительные пластические изображения. Полное отсутствие линейных контуров,характерных для многих мозаик позднейшего периода, отчетливо выявленная чувственная трактовка и большая тонкость в передаче образов красивых молодых лиц характеризуют никейские мозаики. В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда во время войны в 1922 году, находились мозаики, изображающие четырех ангелов. Исследователями мозаики относились к 6-7 вв. Мозаики эти исполнены в традициях античной живописи. Фигуры ангелов и их лица передаются с помощью разнообразной по окраске смальты. Яркие живописные «мазки» сливаются в глазах зрителя в выразительные пластические изображения. Полное отсутствие линейных контуров,характерных для многих мозаик позднейшего периода, отчетливо выявленная чувственная трактовка и большая тонкость в передаче образов красивых молодых лиц характеризуют никейские мозаики. Фрагмент мозаики "Силы небесные" в церкви Успения в Никее.


    Мозаики церкви св.Димитрия в Фессалониках Другим центром, сохранившим ряд ранних памятников, являются Фессалоники.Убранство церкви относилось к началу 7 в. Этот храм был построен в форме базилики. Его убранство разноцветными мраморами и мозаиками представляло богатое, специфически византийское полихромное целое. Особо интересны были сцены, иллюстрировавшие жизнь Димитрия. В сохранившихся портретных изображениях основателей храма проявились тонкое чувство цвета и умелая передача индивидуальных черт. Все изображения отличаются высоким качеством исполнения. Другим центром, сохранившим ряд ранних памятников, являются Фессалоники.Убранство церкви относилось к началу 7 в. Этот храм был построен в форме базилики. Его убранство разноцветными мраморами и мозаиками представляло богатое, специфически византийское полихромное целое. Особо интересны были сцены, иллюстрировавшие жизнь Димитрия. В сохранившихся портретных изображениях основателей храма проявились тонкое чувство цвета и умелая передача индивидуальных черт. Все изображения отличаются высоким качеством исполнения. Мозаика базилики св. Димитрия в Фессалонике. Середина 7 в.


    Фрески церкви в Кастельсеприо Античные традиции можно проследить также и в росписях церкви Сайта Мария Антиква в Риме и, особенно, в недавно расчищенных фресках церкви в Кастельсеприо. Здесь сохранился ряд сцен из детства Христа, включающих «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение» и другие. Свободное движение фигур, широкая живописная манера письма, прозрачный колорит, множество отдельных мотивов, восходящих к античным прообразам, придают росписям Кастельсеприо особую жизненность, связанную с еще не угасшими традициями античности. Античные традиции можно проследить также и в росписях церкви Сайта Мария Антиква в Риме и, особенно, в недавно расчищенных фресках церкви в Кастельсеприо. Здесь сохранился ряд сцен из детства Христа, включающих «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение» и другие. Свободное движение фигур, широкая живописная манера письма, прозрачный колорит, множество отдельных мотивов, восходящих к античным прообразам, придают росписям Кастельсеприо особую жизненность, связанную с еще не угасшими традициями античности. Рождество Христово. Фреска церкви в Кастельсеприо. Конец 7 в.


    Византийское искусство в 8-12 века Иконы Этот период византийского искусства начинался иконопочитания, а в широком смысле - торжеством антропоморфных, классических основ всей культуры, а закончился национальной трагедией - разгромом крестоносцами Константинополя в 1204 г. Этот период византийского искусства начинался иконопочитания, а в широком смысле - торжеством антропоморфных, классических основ всей культуры, а закончился национальной трагедией - разгромом крестоносцами Константинополя в 1204 г. Это период наивысшего расцвета византийского искусства, наибольшей отточенности его стиля, наивысшей его духовной насыщенности, полного оформления всех признаков "визатинизма". Это также время широкой его экспансии во все страны православного мира и даже в западные европейские государства. Это период наивысшего расцвета византийского искусства, наибольшей отточенности его стиля, наивысшей его духовной насыщенности, полного оформления всех признаков "визатинизма". Это также время широкой его экспансии во все страны православного мира и даже в западные европейские государства.


    Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием. Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем не выходя за рамки канона "Богоматерь Елеус". Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием. Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем не выходя за рамки канона "Богоматерь Елеус". Глубокая скорбь наполняет склоненное лицо Марии, темные глаза печальны, как почти во всех образцах византийского искусства, из которого навсегда ушла человеческая улыбка. Глубокая скорбь наполняет склоненное лицо Марии, темные глаза печальны, как почти во всех образцах византийского искусства, из которого навсегда ушла человеческая улыбка. Богоматерь Владимирская




    Оплакивание Христа Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными византийские мастера делали их плоскими. При этом иконописцам пришлось отказаться от многопланового пейзажного или архитектурного фона. В дальнейшем плоскость фона стали покрывать золотом, которое в христианской символике означало Божественный свет. Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности, погруженности фигур в некое мистическое пространство. Разлитое по всей живописной поверхности золотое сияние исключало какой-либо иной источник света; если на иконе и было солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов, поэтому византийские живописцы не использовали свето-тень. Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения. Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике пришла темпера. Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными византийские мастера делали их плоскими. При этом иконописцам пришлось отказаться от многопланового пейзажного или архитектурного фона. В дальнейшем плоскость фона стали покрывать золотом, которое в христианской символике означало Божественный свет. Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности, погруженности фигур в некое мистическое пространство. Разлитое по всей живописной поверхности золотое сияние исключало какой-либо иной источник света; если на иконе и было солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов, поэтому византийские живописцы не использовали свето-тень. Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения. Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике пришла темпера.