Люди передвигающиеся в инвалидных колясках. ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге? Права участников дорожного движения

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
"Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч . К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. ...
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

А теперь, внимание вопрос. Как водителю велосипеда или мопеда (скутеры менее 50 кубов - это те же мопеды) повернуть налево на большом перекрёстке (в предположении, что поворот налево включается как опция при движении прямо, т.е. часть машин едут прямо, а часть поворачивают налево или разворачиваются, движение по дороге минимум в две полосы), не нарушая правил дорожного движения ? Очевидный ответ такой, что спешиться, стать пешеходом, и перейти по нормальному пешеходному переходу, без разницы, зебра это или под/над-земный переход (ага, представил себе человека со скутером где-нибудь в переходе на Пушкинской площади:) Его ж на части разорвут)

Что скажете, камрады?

UPD, UPD2:
есть ещё пункт

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение...

Т.е. можно интерпритировать движение мопеда разрешённое по крайней правой полосе, по которой разрешено движение в указанном направлении , однако из правил всё равно не ясно, как не нарушая их на Ленинском проспекте выехать через две средних полосы для поворота налево на улицу Строителей.

В советские времена в нашей стране у людей с проблемами опорно-двигательного аппарата был весьма скромный выбор средств передвижения – коляска или специальный автомобиль, получивший в народе прозвище «инвалидка». Сейчас же рынок предлагает множество разных вариантов, некоторые из которых весьма неординарные. И сегодня мы расскажем про 8 самых необычных транспортных средств для инвалидов .

Легендарный советский автомобиль-инвалидка С3Д был очень требовательный к эксплуатации, да еще и потреблял несоразмерное своей малой мощности количество топлива. Впрочем, во времена СССР это компенсировалось копеечной стоимостью бензина. А вот американское авто для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата вообще не использует горючее, ведь речь идет об электромобиле.


Скромный и компактный Kenguru может проезжать на одном полном заряде аккумуляторов до 110 км и ездить с максимальной скоростью 45 километров в час. При этом машина имеет настолько малые размеры, что на стандартном парковочном месте могут поместиться два таких авто.


Martin Conquest – это мотоцикл для людей, которые хотят время от времени сменять свою инвалидную коляску на что-то более мощное и быстрое. Ведь это транспортное средство может ездить со скоростью 150 километров в час, а его разгон до сотни занимает всего 7,6 секунды.


При этом человек с проблемами опорно-двигательного аппарата может заехать в Martin Conquest прямо на коляске и ездить на нем, не вылезая из нее. Для этого в мотоцикле есть специальный пандус и достаточно просторное место внутри.

Инвалидное кресло-вездеход

Подавляющее большинство современных инвалидных колясок могут ездить исключительно по ровной поверхности. Им недоступно преодоление даже самых малейших препятствий, что уж говорить о лестницах без пандусов и пересеченной местности. Но китайская компания Chiba Tech создала .


Это необычное транспортное средство умеет преодолевать множество разнообразных препятствий, в том числе, бордюры, дырки в асфальтах и даже небольшие лестничные пролеты. При этом коляска в буквальном смысле переступает через проблемные места, ведь каждое ее колесо может подниматься и опускаться в автоматическом режиме – роботизированная система сама оценивает препятствие и находит способ его преодоления.


Action Trackchair – это еще одно инвалидное кресло-вездеход. Ведь далеко не во всех населенных пунктах, где живут инвалиды-колясочники, есть более-менее пристойное дорожное покрытие, по которому они могли бы передвигаться. Особенно это актуально для малых городов и весей России.


– это коляска, на которой можно ездить даже по самой хронической грязи в самую дождливую погоду. Ведь в этом транспортном средстве для инвалидов вместо колес используются гусеницы, как у трактора или танка. А танки, как известно, грязи не боятся.


Компания Rio Mobility создала необычное транспортное средство для инвалидов, которые хотели бы путешествовать с ветерком, не обращая внимания на технические возможности своей коляски. Firefly – это специальный тягач, который может превратить кресло на колесах в скоростное средство передвижения, на котором можно полноценно передвигаться по городу.


Достаточно лишь прикрепить Firefly к инвалидной коляске, и этот тягач превратит ее в мотоцикл, который умеет разгоняться до скорости 18 километров в час и проезжать на одном заряде аккумуляторов до 24 километров. Да, это транспортное средство – электрическое.


Далеко не все люди с проблемами в опорно-двигательном аппарате готовы смотреть на мир снизу-вверх, с высоты своего инвалидного кресла. Тем более что многие возможности в окружающем нас мире доступны тем, кто стоит, а не сидит. Потому и появилось транспортное средство с названием Exmovere Chariot.


Exmovere Chariot позволяет инвалидам вести стоячий образ жизни, даже если они не могут и в принципе встать на ноги. Это транспортное средство закрепляет их на уровне пояса, фиксируя намертво нижнюю часть тела и давая все свободы в действиях верхней.


Автомобиль с названием Ferrari Numero UNO может стать первым в мире спорткаром для инвалидов. Ведь этот концепт подразумевает тесную интеграцию авто от Ferrari с инвалидной коляской.


Этот автомобиль рассчитан лишь на одного пассажира. Это не обязательно может быть человек с ограниченными возможностями в передвижении, но машина, в первую очередь, рассчитана именно на них. Ведь водительское кресло в Ferrari Numero UNO может превратиться в инвалидную коляску и наоборот.


Британский инженер Эндрю Вайли создал несколько транспортных средств для стариков и инвалидов, которые не могут ездить на внедорожниках и чопперах в силу своих физических возможностей, но очень хотели бы.


Основанная Вайли компания Travel Ability UK Ltd. начала выпуск инвалидных кресел, повторяющих стилем и внешним видом автомобиль-внедорожник Land Rover и мотоцикл Harley Davidson. Конечно, выглядят они весьма комично и несерьезно, но ведь даже инвалидам и старикам хочется передвигаться на красивых и оригинальных транспортных средствах, а не одинаковых колясках.


работа в интернете

Безбарьерный частокол

Часто ли вы видите на столичных улицах людей в инвалидных колясках или слепых с тростями без провожатых? Вряд ли. Однако это вовсе не означает, что таковых у нас нет. В Киеве 140 тысяч инвалидов, но они просто не имеют возможности свободно передвигаться по городу. То, что делают власти, дабы превратить столицу Украины в комфортный для таких людей европейский город, ничтожно мало. Да и многое из того, что сделано, инвалиды называют сущим кошмаром.

Сколько в мире инвалидов? По приблизительным оценкам ООН, их насчитывается около 700 миллионов. Статистика затруднена, поскольку в разных странах по-разному оценивают количество граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно выводам Всемирного банка, инвалиды - в числе представителей беднейших слоев населения, их доля - 20 процентов. Окружающие, в основном, относятся к людям, имеющим инвалидность, чисто с медицинской точки зрения. То есть, с позиции «медицинской модели», инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается такая ситуация, при которой инвалид воспринимается как постоянно больной человек, не соответствующий определенному стандарту, позволяющему работать, обучаться, посещая обычные учреждения. Формируется мнение, что такой человек является обузой обществу, как бы его иждивенцем. Сами же инвалиды предпочитают рассматривать инвалидность как аспект социальный.

Сравнивая эти две «модели восприятия» инвалидности, давайте представим молодого человека, ученика или студента, которому нужно посетить книжный магазин или позаниматься в общественной библиотеке.

Если посмотреть на эту проблему как на «социальную модель», то препятствием окажутся ступеньки. Просто при проектировании и строительстве большинства зданий не учитывались потребности инвалидов, их запросы. Именно из-за этих причин человек не сможет написать доклад, реферат, подготовится к контрольной, а значит не сдаст «зачет», не получит положительную оценку и, как результат, - знаний. Именно коляска заставляет человека чувствовать себя инвалидом, а отношение общества к нему только подчеркивает и усугубляет это положение. Не физиологические особенности и отклонения, а физические барьеры окружающей среды, почти невозможность нормально работать, получать знания, образование, пользоваться общественным транспортом заставляют человека чувствовать себя инвалидом. Да и отношение окружающих не дает забыть об этом.

Бесспорно, люди, имеющие инвалидность, нуждаются в медицинской помощи. Пусть даже в большей степени, нежели другие. Но все-таки, с точки зрения «социальной модели», инвалидность - это вопрос прав человека, возможности их реализовывать.

Любое гуманное общество/государство не может оставаться в стороне от решения проблем, связанных с жизнедеятельностью инвалидов. А это предполагает улучшение аспектов здравоохранения, образования, борьба с нищетой, преступностью и наркоманией, охрана окружающей среды - не только природной, но и социальной.

А между тем, с одной из проблем инвалидов мы сталкиваемся ежедневно. Пандусы, коих на городских улицах немало, теоретически должны облегчать жизнь колясочникам. Однако на деле, подобные конструкции ничего, кроме вреда не приносят. Пандусы, устраиваемые в домах сами по себе неудобны - скользкие, без поручней. Перелом костей здесь - это лучшее, что может случиться. В подземных переходах очень большой наклон пандуса, часто отсутствуют заезд и перила, на многих спусках полным ходом идет стихийная торговля, лежат горы мусора. К тому же, съехав по такому пандусу, инвалид тут же сталкивается с препятствиями в виде бордюров, так что впору расшибиться в лепешку. Ужасны и разрекламированные колясочные съезды на станциях метро, обустройство которых обошлось Киеву в 80 тыс. грн. "Тренажеры для самоубийц" - настолько они крутые. У жилых домов, например, пандусы и вовсе "ступенчатые". Иными словами, их попросту нет! За исключение, конечно, новостроек.

Посему многие из людей, прикованных к инвалидному креслу, не в состоянии даже самостоятельно выйти из дома и вынуждены годами пребывать в изоляции. А тем временем, в западных странах их коллеги по несчастью имеют возможность пользоваться практически всеми благами цивилизации.

«Сегодня инвалиды в полной изоляции. Нет ничего такого, за что можно похвалить власть, - считает глава общественной организации «Центр реабилитации инвалидов-спинальников "Возрождение АРС". - Единственное, что можно назвать положительным - это появление автобусов и троллейбусов с низким полом. Но, опять-таки, добраться до такого транспортного средства у инвалидов-колясочников практически нет возможности.

«Я живу на третьем этаже, а инвалидная коляска едва втискивается в малогабаритный лифт чуть ли не со скрипом. Преодолеть несколько ступенек на коляске без посторонней помощи просто нереально. А пандусов нет практически нигде", - поделилась впечатлениями женщина-инвалид.

Инвалиды по зрению тоже не могут передвигаться без посторонней помощи. Опасность подстерегает их на каждом шагу. В Киеве всего лишь шесть перекрестков, оборудованных устройствами звуковых сигналов (да и те не всегда исправны), подходы к станциям метро загружены торговыми павильонами, а платформы "подземки" без выступающих ограничительных линий могут стать платформами отправления на тот свет. Если городская программа "Безбарьерная среда", призванная улучшить условия доступа граждан с ограниченными возможностями к социальной и инженерно-транспортной инфраструктуре столицы, с большим скрипом выполняется для колясочников, то для слепых ее никто и не пытался реализовывать. А ведь пандус, который делается для инвалидов-спинальников, еще большая преграда для слепых (их в Киеве около 3 тыс. человек), нежели ступеньки. Для инвалидов по зрению в городе почти ничего не сделано. Одна из самых наболевших проблем для слепых - сесть в нужный транспорт, ведь номера маршрута они не видят. Руководство УТОСа предлагало городской власти ввести в действие специальные устройства на общественном транспорте, чтобы, подъезжая к остановке, автобус-троллейбус сообщал свой номер. Не менее необходимы также и звуковые маячки над входами в метро, магазин, аптеку, почту, дабы слепому было бы проще ориентироваться в пространстве.

Некоторые подвижки в отношении облегчения жизни незрячим есть разве что в киевском метрополитене. Так, инвалида по зрению 1-й группы может бесплатно сопровождать родственник или знакомый. Если же слепой едет один, его встречает контролер и проводит на эскалатор. Внизу же его усаживают в первый вагон, спрашивая, на какую станцию нужно. По прибытии его также выводят из "подземки". Правда, нельзя не отметить, что навстречу слепым в этом плане город пошел лишь после того, как несколько лет назад в метро погибли двое слепых: люди попадали между вагонами поезда, а не в двери.

Выходит, для решения проблем киевских инвалидов нужны жертвы?

Частенько приходится слышать высказывания такого типа: «В нашей стране инвалиды живут плохо, вот на Западе…». В европейских городах инвалидам жить удобнее: выше уровень жизни, легче передвигаться по улицам, делать покупки в магазинах. Во многих странах используются передовые технологии для профессиональной, медицинской и социальной реабилитации инвалидов. Кроме того, внедряются специальные подъемники для инвалидов не только в жилых и общественных зданиях, но и в общественном транспорте. Это не удивительно: процесс интеграции инвалидов в общество на Западе начался на полвека раньше, чем в нашей стране.

Так, 60-е для США стали переломными в плане борьбы за гражданские права. Нет, люди с ограниченными возможностями здесь не помирали с голоду, не страдали от неоказания медицинской помощи. В плане жизненных благ они никогда не были обижены. Борьба кипела за возможность равного доступа ко всем благам цивилизации. Инвалиды Америки требовали Закона о правах инвалидов Америки.

И вот всего лишь 20 лет назад такой закон был принят. Закон о правах инвалидов, Americans with Disabilities Act, гарантировал инвалидам равенство при поступлении на работу, при пользовании общественным транспортом, при посещении публичных и коммерческих учреждений, а также телекоммуникациями. Во исполнение закона все государственные организации создали специальные телефонные линии для слабослышащих. Автобусы должны иметь специальные сидения, которые водитель может убрать, если на автобус садится инвалид в коляске. Для этого же автобусы оборудуются специальными подъемниками. Станции метро оснащаются лифтами. В большинстве государственных и общественных зданиях есть специальные пологие заезды, специально предназначенные для инвалидов-колясочников. Все коммерческие частные организации, которые посещают такие клиенты - банки, рестораны, отели, и магазины - обязаны иметь такие заезды. Исключением являются частные компании, которые, не имеют прямого контакта с покупателями.

Еще одним принципом государственной политики в отношении инвалидов является необходимость не наличия самих приспособлений, а способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычному человеку. Так, если у библиотеки есть второй этаж, то она не обязательно должна тратить деньги на лифт. Однако, если инвалид просит книгу, которая находится на втором этаже, библиотекари обязаны её принести. Если в ресторане есть, к примеру, три туалета, из которых один имеет специальные приспособления, делающие туалет доступным для инвалидов, то не обязательно оснащать все туалеты подобными приспособлениями. Достаточно повесить вывеску, которая указывает, каким туалетом комфортнее воспользоваться инвалиду.

Также были приняты особые законы, защищающие права глухих и слепых. В 1962 году Конгресс США принял специальный закон о создании библиотеки музыки для глухих. Сегодня библиотека, которая находится в Вашингтоне, имеет более 30 тыс. записей, записанных шрифтом Брайля. Доктора и суды должны нанимать переводчиков с языка жестов для глухих пациентов. Вывески снабжаются надписями, сделанными шрифтом Брайля, предназначенными для слепых и плохо видящих людей. Рестораны быстрого питания печатают шрифтом Брайля названия напитка на бумажных стаканчиках. Слепые люди могут заходить с собаками-поводырями в автобусы и продуктовые магазины, в которые остальным американцам строжайше запрещено заносить домашних животных.

Этот закон действительно работает. Если вы открыли прачечную, ресторан, школу и в нем хоть что-то недоступно инвалиду, закон об инвалидах Америки завтра же «закроет» такой бизнес. Если инвалид не нашел пандуса на тротуаре в пределах одного квартала, лифта или подъемника в пределах одного городского сооружения, туалета, куда можно заехать по делам на коляске, общественного транспорта, в который нельзя въехать - пощады не будет. Если в общественных помещениях нет специальной разметки надписей для незрячих, нет звукового счетчика этажей в лифтах - все кары небесные падут на тех, кто не обеспечил инвалидам равного доступа.

У нас же ещё лет 20 назад инвалиды были вообще «под запретом». Результат нынешней государственной политики - тот факт, что они «вышли из тени», и это уже большой шаг вперёд. Наибольшим достижением украинской власти стало подписание в прошлом году президентом Украины Конвенции ООН "О правах инвалидов". После чего в декабре месяце Верховная Рада ратифицировала этот документ. Особенностью этой конвенции является то, что в ней предусмотрен пункт об отчетности в ООН представителей власти страны-подписанта по результатам выполнения ее норм. Этот немаловажный факт заставил отечественных чиновников уделять больше внимания проблеме дискриминации по отношению к инвалидам. Правительством Украины было принято девять важных постановлений по выполнению пунктов данной конвенции. Ибо главное - привести ее нормы в действие, чтобы потом не было стыдно перед международной общественностью за невыполнение взятых на себя обязательств. Тем более, что в следующем году в Украине планируется проведение конференции Совета Европы по правам инвалидов, на которую съедутся представители более 30 стран-участниц.

Да, конечно, государство должно обеспечить лифты и пандусы учебным заведениям, дать ассистентов учителям и так далее. Однако если в обществе будет сохраняться прежняя отстранённость, деление общества на «мы» и «они», ситуация изменится ненамного. Люди с ограниченными возможностями уже давно не желают держать кепки, просящие милостыню. Они перестали быть «недействительной» частью общества. Милосердие, жалость, сострадание - все это хорошо до умиления. Но не это нужно человеку, которому живется нелегко. Он хочет от общества, чтобы ему были созданы условия, при которых его ограниченные возможности станут неограниченными. Украина только начинает задумываться над этими вопросами.

Премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву было направлено предложение по изменению действующих ПДД: заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов предложил приравнять к пешеходам тех граждан, которые передвигаются на инвалидных колясках с двигателями. Об этом рассказали в пресс-службе депутата.

Согласно словам инициатора, это предложение было разработано по итогам встречи с представителями сообщества людей с ограниченными физическими возможностями здоровья. Он отметил, что сейчас пешеход определяется как «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу».

Согласно нынешней редакции ПДД, к пешеходам приравниваются также граждане, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателей, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и другие подобные средства.

Таким образом, люди, передвигающиеся на инвалидных колясках с двигателями, не входят в число пешеходов, то есть приравниваются к водителям, а значит, не могут передвигаться по пешеходным зонам и велопешеходным дорожкам. «На них распространяется административная ответственность за нарушение ПДД РФ в качестве водителей», — пояснил парламентарий. При этом он отметил, что сотрудники ГИБДД снисходительно относятся к этим нарушениям, однако, изменения всё равно нужны.

В конце прошлого года стало известно о том, что президент РФ подписал закон, касающийся парковочных мест для инвалидов. Согласно новой норме, на стоянках в обязательном порядке должно быть выделено 10% мест (не менее одного места) для людей с ограниченными физическими возможностями здоровья.

Ранее в ЛДПР также выступили с инициативой по запрету на эвакуацию машин инвалидов. Ярослав Нилов тогда отметил, что будет достаточно штрафа и перемещения автомобиля со специальным знаком в то место, где не будет помехи в движении другим транспортным средствам или пешеходам.

3.2. Движение запрещено. Запрещается движение всех транспортных средств.


3.3 Движение механических транспортных средств запрещено.


3.28 Стоянка запрещена. Запрещается стоянка транспортных средств.


3.29 Стоянка запрещена по нечетным числам месяца.


3.30 Стоянка запрещена по четным числам месяца. При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 время перестановки транспортных средств с одной стороны на другую - с 19 до 21 часа.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Инвалид - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 7.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.